Главная страница  |  Описание сайта  |  Контакты
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА

НАСТОЛЬНАЯ ИГРА

Патент Российской Федерации
Суть изобретения: Использование: в играх, а именно в игровых моделях, реализующих алгоритм метания игрового элемента. Сущность изобретения: настольная игра содержит основание, направляющие катапульты, смонтированные на основании с возможностью перемещения вместе с игровым элементом от одной направляющей к другой и последующего перемещения игрового элемента по одной из направляющей. Направляющая может быть установлена на основании шарнирно с возможностью поворота относительно узла шарнира. 19 з.п. ф-лы, 34 ил.
Поиск по сайту

1. С помощью поисковых систем

   С помощью Google:    

2. Экспресс-поиск по номеру патента


введите номер патента (7 цифр)

3. По номеру патента и году публикации

2000000 ... 2099999   (1994-1997 гг.)

2100000 ... 2199999   (1997-2003 гг.)
Номер патента: 2014868
Класс(ы) патента: A63F7/06
Номер заявки: 5066281/12
Дата подачи заявки: 01.07.1992
Дата публикации: 30.06.1994
Заявитель(и): Гладушин А.И.; Гладушина Р.М.; Попов А.П.
Автор(ы): Гладушин А.И.; Гладушина Р.М.; Попов А.П.
Патентообладатель(и): Гладушин Александр Иванович; Гладушина Раиса Михайловна
Описание изобретения: Изобретение относится к игровым моделям и предназначено для использования в качестве настольной игры.
Известна игра с шаром (патент США N 3617061, кл. 273) (110, 1971), содержащая ограниченное бортами игровое поле с ручками управления и приемник шара.
Недостатком аналога является низкая занимательность игры за счет малой динамичности и сложности движений соперников при направлении шара в цель.
Известна также настольная игра, имитирующая игру в теннис (патент США N 3930646, кл. А 63 С 31/ 00, 1976), содержащая основание, закрепленный на его противоположных сторонах направляющий стержень, установленный на стержне с возможностью свободного перемещения шарик и расположенную на основании катапульту для метания шарика.
Существенным недостатком этого аналога является чрезвычайно низкая занимательность игры, обусловленная малой степенью соответствия реальной игре в теннис и, кроме того, характеризующаяся быстрой насыщаемостью игровой ситуации, не требующей развитой реакции, глазомера, координации движения.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является выбранная в качестве прототипа настольная игра, имитирующая игру в теннис (авт. св. N 1235512, кл. А 63 F 7/06), содержащая несколько направляющих стержней и соответствующих им шариков и катапульт.
К недостаткам прототипа можно отнести малую занимательность и грубое, некорректное моделирование процесса игры в теннис, обусловленные элементарной предсказуемостью места приема шарика в зависимости от места его метания.
Указанные недостатки обусловлены ограниченными игровыми возможностями настольной игры, выразившимися невозможностью перевода шарика соперника в условиях игры на задней линии поля с одного фланга на другой, перехвата шарика соперника в средней части поля в условиях игры на передней линии, малой динамичностью движений соперника в игре.
Целью изобретения является расширение игровых возможностей настольной игры.
Для этого в настольной игре, содержащей установленные на основании направляющие и по меньшей мере один игровой элемент, размещенный на направляющей с возможностью перемещения посредством по меньшей мере одной катапульты, катапульта смонтирована на основании с возможностью перемещения вместе с игровым элементом от одной направляющей к другой и последующего перемещения игрового элемента по этой направляющей. Возможна установка направляющих на основании, выполненном в виде игрового поля, с возможностью перемещения игрового элемента между двумя противоположными сторонами игрового поля. Игровые возможности расширяются также тем, что катапульта смонтирована на основании с возможностью поворота, а концы направляющих образуют по меньшей мере две группы и размещены с возможностью перемещения игрового элемента с одной направляющей на другую в одной группе посредством поворота катапульты. Кроме того, может быть осуществлен монтаж катапульты на основании с возможностью поворота в плоскости основания и/или изменения угла наклона к плоскости основания, или монтаж в средней части основания дополнительной катапульты с возможностью остановки игрового элемента и/или его перемещения по направляющей. Расширение игровых возможностей достигается за счет того, что направляющие выполнены в виде стержней или желоба, а также в виде трубок. При этом возможности игры расширяются закрытием направляющих на среднем участке игрового поля посредством непрозрачного экрана. В настольной игре направляющими в виде трубок выполнение их из прозрачного материала в средней части игрового поля или закрытие посредством непрозрачного экрана или размещение непрозрачных участков также расширяют игровые возможности.
В настольной игре, содержащей установленную на основании по меньшей мере одну направляющую и по меньшей мере один игровой элемент, размещенный на направляющей с возможностью перемещения по ней посредством по меньшей мере одной катапульты, по меньшей мере одна направляющая установлена на основании или над основанием шарнирно с возможностью поворота относительно узла шарнира. Та же цель достигается установкой направляющей на основании или над основанием, выполненном в виде игрового поля, с возможностью перемещения игрового элемента между двумя противоположными или диаметрально противоположными сторонами игрового поля. Игровые возможности расширяются также установкой направляющей своей средней частью шарнирно. Кроме того, установка направляющей посредством оси с возможностью поворота и/или изменения угла наклона относительно нее реализуют поставленную цель. Расширение игровых возможностей достигается и тем, что направляющая выполнена в виде стержня или желоба, а также в виде трубки. При этом возможности игры расширяются с использованием в качестве катапульты ручного ударника, например кия, клюшки или молоточка. Размещение на основании мишени для игровых элементов, выполненных, например, в виде меток, лунок, луз, подвижных и/или неподвижных препятствий, также расширяет возможности настольной игры. Это достигается и тогда, когда основание ограничено по меньшей мере одним бортом, в средней части которого выполнена продольная прорезь или углубление с возможностью свободного перемещения в них консольного участка направляющей при ее повороте. В последнем случае образование углубления изгибом борта дополняет возможности игры. Аналогично происходит при выполнении ширины прорези или углубления меньшими габаритных размеров игрового элемента.
Возможность перемещения катапульты вместе с игровым элементом от одной направляющей к другой с последующим перемещением игрового элемента по этой направляющей позволяет ввести элемент непредсказуемости места его метания в пределах всей ширины основания.
Установка направляющих на основании игрового поля с возможностью перемещения игрового элемента его двумя противоположными сторонами обеспечивает непредсказуемость места приема игрового элемента с противоположной стороны.
Возможность поворота катапульты в плоскости основания и перемещения игрового элемента с одной направляющей на другую осуществлена с целью совмещения места приема игрового элемента с местом его метания, что позволяет сократить время для выполнения ответного метания по любому из заданных в пределах катапульты направлений.
Возможность поворота катапульты в плоскости основания и/или изменения ее угла наклона к плоскости основания позволяет осуществлять перевод игрового элемента на любую из траекторий его движения по направляющей. Тем самым обеспечивается многовариантное метание в пределах по меньшей мере одной вертикальной плоскости.
Установка дополнительных катапульт в средней части основания направлена на "перехват" игрового элемента путем его остановки на направляющей в момент перемещения и/или встречного метания игрового элемента по этой же направляющей.
Направляющие выполняются в виде стержней при использовании игрового элемента с отверстием или пазом. Желоба применяют для случаев, когда игровой элемент перемещается за счет качения (шар, цилиндр, диск) и/или скольжения своей внешней поверхностью о поверхность желоба.
Трубки используют для случаев, когда метание по направляющей осуществляется под воздействием давления воздуха на игровой элемент или направляющая образует в пространстве сложную кривую.
Закрытие направляющих на среднем участке игрового поля посредством непрозрачного экрана позволяет ограничить время визуального восприятия перемещения игрового элемента на начальной стадии после метания из катапульты и на завершающей - перед входом в катапульту, расположенную на противоположной стороне. Кроме того, усложняется управление дополнительными катапультами при "перехвате", время реагирования на вылетающий из зоны с непрозрачным экраном игровой элемент сокращается. Аналогичная ситуация для случая использования прозрачных трубок в качестве направляющих решается выполнением средней части трубки непрозрачной или закрытием ее от восприятия игроков посредством непрозрачного экрана.
Установление направляющей на основании или над основанием шарнирно позволяет управлять направлением и скоростью перемещения игрового элемента в зависимости от трех факторов: направления, силы и точки удара по игровому элементу. Результирующим действием суммы указанных факторов является поворот направляющей относительно узла шарнира и продольное перемещение по направляющей игрового элемента.
Перемещение игрового элемента между двумя противоположными или диаметрально противоположными сторонами игрового поля обусловлено необходимостью приблизиться к реализации алгоритма таких игр, как теннис, бильярд и др., характеризующихся определенной геометрической симметрией. Этим же объясняется установление направляющей своей средней частью шарнирно. Здесь равноудаленность игрового элемента от центра вращения диктует определенные требования к алгоритмам настольных игр.
Дополнение поворота направляющей на оси с возможностью изменения угла наклона относительно нее позволяет управлять ускорением и/или замедлением перемещаемого по направляющей игрового элемента.
Выполнение шарнирно установленной направляющей в виде стержня или желоба обусловлено выбором игрового элемента. В первом случае используют игровой элемент с отверстием или пазом, во втором - игровой элемент, перемещающийся за счет качения (шар, цилиндр, диск) и/или скольжения своей внешней поверхностью о поверхность желоба.
Направляющие в виде трубок используют, когда перемещение игрового элемента осуществляется по сложной в пространстве кривой, задаваемой направляющей.
Использование в качестве катапульты таких ручных ударников, как, например, кий, клюшка или молоточек, обусловлено выбором вида направляющей: стержня, желоба или трубки.
Расположение на основании мишеней для игровых элементов, выполненных, например, в виде меток, лунок, луз, подвижных и/или неподвижных препятствий, обусловлено необходимостью качественно и количественно оценивать промежуточные и/или конечные результаты игры методом визуальной фиксации (попадание в лунку, лузу; нарушение положения препятствия или остановка возле него).
Ограничение основания по меньшей мере одним бортом, в средней части которого выполнена продольная прорезь или углубление с возможностью свободного перемещения в них консольного участка направляющей при ее повороте, обусловлено необходимостью обеспечить визуальное восприятие выхода игрового элемента за пределы игрового поля. При этом образование углубления изгибом борта создает возможность управлять скоростью перемещения игрового элемента в момент пересечения игрового поля (замедление движения, заклинивание).
Выполнение ширины прорези или углубления, меньшей габаритных размеров игрового элемента, обусловлено необходимостью обеспечить отскок последнего от борта, ограничивающего игровое поле с возможностью продолжения игры.
Осуществление перемещения катапульты вместе с игровым элементом от одной направляющей к другой возможно при условии превышения числа фиксированных мест для метания над числом катапульт.
Перемещение игрового элемента между двумя противоположными сторонами возможно при использовании катапульты, работающей на прием игрового элемента с конца направляющей с последующим его метанием по этой же направляющей или перемещением к другой направляющей вместе с игровым элементом.
Для обеспечения игры на задней линии заложен алгоритм отражения игрового элемента, пущенного со стороны поля соперника, путем его метания игроком с места приема в направлении центра или любого из флангов поля соперника по направляющим, концы которых образуют группы с подвижной катапультой, оснащенной механизмом перевода игрового элемента с одной на другую направляющую.
Игра на различных высотах посредством изменения угла наклона катапульты к плоскости основания осуществима при условии ее оснащения механизмом перевода игрового элемента с одной направляющей на другую, концы которых расположены в одной вертикальной плоскости.
Для осуществления игры на передней линии за основу взят вариант игры "на перехват", когда игровой элемент, посланный со стороны поля соперника по одной из направляющих, перехватывается на передней линии дополнительной катапультой. Следовательно, реализация указанной игры возможна при установке дополнительной катапульты, включающейся в процесс остановки игрового элемента или его встречного метания в момент прохождения в средней части основания.
Для установки направляющей на основании или над ним шарнирно необходимо обеспечить минимальную величину силы трения при повороте относительно узла шарнира и ее поворот под воздействием силы, приложенной игроком к игровому элементу.
Изменение угла наклона направляющей, установленной посредством оси, осуществимо для случаев, когда разбалансировка положения направляющей зависит от места расположения игрового элемента по ее длине (у концов направляющей, в средней части, у места оси поворота).
Невыполнение условия перемещения катапульты вместе с игровым элементом от одной направляющей к другой делает игру однопозиционной, т.е. игрок однозначно предполагает, что место метания игрового элемента с противоположной стороны совпадает с местом его приема катапультой. Кроме того, неподвижность катапульты не позволяет смоделировать процесс перемещения игрока, например, с одного фланга на другой при приеме игрового элемента. В результате динамизм игры и уровень состязательности по элементам, требующие приобретения техники движения пальцев при зарядке и спуске метательного устройства катапульты, зрительно-моторной координации и реакции при маневрировании катапультой, снижаются, определяя сужение игровых возможностей настольной игры, значительное падение занимательности за счет некорректных ограничений на алгоритм таких игр, как теннис, волейбол и т.д.
Невыполнение условия поворота катапульты в плоскости основания не позволяет осуществить перевод игрового элемента с одной направляющей на другую при фиксированной позиции его приема и метания. Невозможность изменения угла наклона катапульты к плоскости основания приводит к тому, что игра на различных высотах по всей ширине игрового поля не осуществляется.
Отсутствие дополнительных катапульт в средней части основания не обеспечивает перехвата игрового элемента по одной из направляющих на передней линии и последующего резкого его метания по этой же направляющей обратно к катапульте соперника. Здесь очень существенное значение имеет реакция соперника, обязанного в случае перехвата за короткий промежуток времени привести в исходное состояние катапульту на задней линии, только что метнувшей игровой элемент по направляющей. В целом отсутствие перехватывающих катапульт существенно снижает занимательность и остроту игры.
Отсутствие возможности поворота направляющей относительно узла шарнира не позволяет осуществлять перевод игрового элемента с фланга на фланг посредством изменения точки приложения силы, ее величины и направления удара. Игра становится прогнозируемой с точки зрения направления удара, точки приложения силы. Элемент случайности возможен лишь при неправильной зарядке и несвоевременном спуске катапульты, что не является сущностью алгоритмов настольных игр, а выступает как сопустствующий негативный фактор.
Невыполнение условия изменения угла наклона к плоскости основания шарнирно установленной направляющей не обеспечивает реализации алгоритма таких игр, как волейбол, баскетбол, где практически полностью должно быть задействовано игровыми операциями игровое поле. При этом гравитационная характеристика (сила тяжести) игрового элемента в алгоритме игры выходит на первое место.
Отсутствие в игре мишеней, выполненных в виде меток, лунок, луз, подвижных и/или неподвижных препятствий, приводит к быстрому насыщению результативности, снижению эффекта состязательности.
Невыполнение в борте, установленном на основании, продольной прорези, через которую свободно перемещается консольный участок направляющей при ее повороте, не позволяет визуально зафиксировать выход игрового элемента за пределы игрового поля. Если же ширина прорези не будет меньше габаритных размеров игрового элемента, то последний в момент выхода за пределы игрового поля не сталкивается с поверхностью борта и не отталкивается от него, двигаясь по направляющей в обратном направлении. Таким образом, отсутствие эффекта отталкивания игрового элемента от борта игрового поля сужает игровые возможности настольной игры.
Анализ известных решений свидетельствует об отсутствии в них признаков, сходных с признаками, отличающими заявляемое техническое решение от прототипа, и заключающихся в установке катапульты, перемещаемой от одной направляющей к другой и поворачивающейся в плоскости основания с изменением угла наклона к нему, а также в установке направляющей шарнирно на плоскости основания с возможностью ее поворота относительно узла шарнира и изменения угла наклона.
На фиг.1,7 и 10 показаны варианты настольных игр с подвижными катапультами; на фиг.2,3 и 8 - варианты взаимного расположения элементов модели на задней и передней линиях поля соответственно; на фиг.4, 5, 6, 9, 12 и 13 - варианты исполнения катапульт и их установки на основании; на фиг.11 - стадии управления катапультой в момент приема - перевода-метания шарика; на фиг. 14, 21,23,24,26,32,33 и 34 - варианты настольных игр с подвижной направляющей; на фиг;15-20, 22,25 - варианты перемещения игровых элементов; на фиг. 27,28 и 31 - варианты перемещения направляющих; на фиг.29 и 30 - варианты ограничителей перемещения игрового элемента по направляющей.
Настольная игра содержит на основании 1 (фиг.1) направляющие стержни 2. Игровое поле разделено на две части разграничительной сеткой 3, укрепленной на основание. На основание нанесена разметка поля 4, соответствующая игре в теннис. У концов 5 (фиг.2) направляющих стержней на задней линии 6 поля установлены катапульты 7 для метания шарика 8 (фиг. 3) по направляющим стержням. Последние выполнены с ребром 9, при помощи которого осуществляется крепление стержней в средней их части по основанию стойкой 10, а у концов стержней - к экрану 11 (фиг.4) у входа - выхода катапульты, устройство и монтаж которой представлены на данной фигуре.
Катапульта (фиг.4), установленная на задней линии поля содержит корпус 12, направляющей, метатель 13, толкатель 14, механизм 15 приведения катапульты в рабочее положение для метания шарика и спуска метателя. Для обеспечения гарантированного совмещения в процессе игры осевых линий 16 и 17 катапульты и стержня у его конца соответственно катапульта выполнена с опорным сектором 18, на котором нанесены углубления 19 (фиг.4 и 5).
Центрирующий шарик 20 входит в углубления под воздействием пружины 21. При совпадении углубления и шарика положение катапульты фиксируется, этим достигается правильное метание шарика, его прием или перевод с одного на другой направляющие стержни.
Катапульта (фиг. 5) выполнена с возможностью вращения вокруг своей оси на валу 22. Углы между осями стержней, концы которых подведены к катапульте могут быть различными (α1 ± α2). Особенность их взаимного расположения должна быть учтена при разметке мест расположения углублений 19 (фиг.4) на опорном секторе 18.
Внутренняя поверхность корпуса направляющей метателя содержит продольный гребень 23 (фиг.6), параметры которого обусловлены размерами ребра 9 (фиг.3).Шарик 8 (фиг.6) выполнен с продольным разрезом 24.
На фиг.8 представлен вариант модели, имитирующей игру "в перехват" шарика на передней линии поля. Она содержит на основании в средней части С направляющих стержней по обе стороны разграничительной сетки катапульты 25.
Катапульту 26 (фиг. 9) приводят в действие путем вращения вокруг оси вала 27, на котором она закреплена.
Привод возможен как от резкого вращения рукоятки 28 (фиг.10) вала рукой игрока, так и за счет механизма метания.
На фиг.11 представлена модель игры, имитирующей перемещение игроков по задней и передней линиям поперек поля. Модель содержит направляющие 29 и 30 для перемещения по ним катапульт в задней и передней линиях соответственно. При этом катапульты 7 и 26 для точного расположения соответственно в местах 31 и 32 приема-перевода-метания шарика выполнены с механизмом фиксации, аналогичным по конструкции механизму, представленному на фиг.5.
На фиг.12 представлен вариант настольной игры с направляющей 33 в виде трубок. Поворот катапульты 34 вокруг своей оси осуществляют рукояткой 35. Игровой элемент, влетая в катапульту, может направляться в эту же или другую направляющую. Метание осуществляют под воздействием сжатого воздуха за счет встроенного в катапульту баллончика или упругой замкнутой полости 36. Аналогичный поворот катапульты может производиться и в вертикальной плоскости (фиг.13).
В начале игры с моделью, представленной на фиг.1, все катапульты 7, находящиеся на задней линии 6 поля основания 1 по обе стороны от разграничительной сетки 3, взводятся игроками в положение для метания.
Соперник, определив направление перемещения шарика, выпущенного катапультой игрока и движущегося по одному из направляющих стержней, должен среагировать и совместить осевые линии 16 и 17 катапульты и искомого стержня у его конца соответственно (фиг.7а). При правильном и своевременном совмещении шарик заканчивает перемещение по исконному направляющему стержню и входит в корпус направляющей (фиг.7б). После этого соперник с учетом скорости V шарика (фиг.7в) должен успеть выбрать направление ответного удара и повернуть катапульту с максимально возможной угловой скоростью V до совмещения осевых линий 16 катапульты (фиг.7г) концевого участка стержня 17а. Очевидно, что в случае выбора другого направления совмещение должно было бы произойти с осевой линией концевого участка стержня 17б. Если же противник принял решение нанести удар по направлению, из которого был принят шарик, то задача упрощается и вращение катапульты вокруг своей оси не осуществляется.
С учетом многовариантности при отражении удара, нанесенного игроком, общим является то, что соперник, оценивая скорость перемещения шарика и осуществляя маневры с переводом шарика с одного стержня на другой путем вращения катапульты, одновременно с этим определяет момент (фиг.7г) соприкосновения шарика с толкателем и спускает катапульту (фиг.7 д). Отраженный метанием шарик перемещается в сторону игрока, первым начинавшего игру, он обороняется на тех же условиях и по тем же правилам, что и его соперник, в этом моделирование игры очень близко к реальным условиям игры в теннис и характеризуется непрерывностью.
При игре на модели (фиг.1) подача игрока проигрывается, если
выпущенный из катапульты шарик не долетел до задней линии поля соперника, "завис" на стержне или не влетел в катапульту - нерезкий спуск катапульты, неверно определен момент соприкосновения шарика с толкателем;
при приеме отраженного соперником удара игрок не совместил осевые линии катапульты и концевого участка стержня, по которому принимается шарик, последний ударился о катапульту, но не влетел в нее (опоздание с поворотом катапульты, пониженные реакции);
шарик принят катапультой, переводится в направлении другого стержня, катапульта опускается, но шарик не вылетает, удар "захлебнулся" (недостаточная угловая скорость поворота катапульты, преждевременный спуск катапульты, неразвита координация движения).
В процессе игры с моделью, дополненной катапультами 25 (фиг.8) в средней части направляющих стержней, ограниченной поперечной разметкой поля 4, описанный алгоритм подачи, перевода и отражения шарика на задних линиях противоположных сторон остается в силе. Шарик, выпущенный катапультами 7 или 26 со стороны поля игрока, перехватывается на стороне поля соперника катапультой 26 путем поворота вала 27 рукояткой 28. Метание соперником перехваченного шарика осуществляется резким вращением рукоятки 28. В случае запаздывания соперника с перехватом на передней линии шарик продолжает перемещение до задней линии поля, где отражается катапультой. Аналогичные действия по перехвату шарика, отраженного соперником, осуществляются игроком на передней линии его части поля.
В процессе игры с моделью, представленной на фиг.11, игрок подводит взведенную катапульту 7 к месту 31 метания, переводит в выбранное им положение корпус 12 направляющей и спускает катапульту. Его соперник на своей половине поля может отразить двумя способами. В первом случае он перехватывает шарик в передней линии поля подвижной катапультой 26, предварительно определив стержень, по которому перемещается шарик, и подведя катапульту под этот направляющий стержень. Подвод катапульты осуществляют ее поперечным перемещением по направляющей 30. Во втором случае соперник отражает удар на задней линии поля подводом катапульты к месту метания шарика. Динамика движения в этом случае сложна и очень близка к реальным условиям игры в теннис.
Настольная игра, реализующая вариант игры в теннис, содержит на основании направляющую 37, игровой элемент 38, катапульты 39 (фиг.14). Направляющая шарнирно установлена на основании с возможностью поворота относительно узла шарнира 40 (фиг.17). Конфигурация поверхности ударника 41 катапульты позволяет за счет перемещения последней изменять величину и направление движения игрового элемента по направляющей N и поворот направляющей под воздействием силы Р (фиг.16). Результирующая сила Т определяет точность и своевременность удара, так как возникающий эффект момента поворота M направляющей взаимосвязан со скоростью продольного движения игрового элемента
=+, где - вектор направления удара катапультой по игровому элементу;
- сила, действующая на игровой элемент вдоль направляющей;
- сила, поворачивающая направляющую относительно узла шарнира.
На фиг.17 представлен вариант метания игрового элемента 38 без поворота направляющей 37 вокруг узла шарнира 40. Это условие выполняется тогда, когда в точке контакта поверхности ударника 41 и игрового элемента 38 угол между нормалью, совпадающей с направляющей 37 и касательной 42, составляет 90о. В конечном счете N = T, P =O, M = O.
На фиг.18 приведен вариант выполнения направляющей в виде желоба. Отличительной особенностью от предыдущих вариантов заключается в том, что игровой элемент 43 выполнен в виде шарика и его движение осуществляется за счет трения качения, а не трения скольжения (игровой элемент 44 выполнен в виде цилиндрической поверхности). При этом диаметр игровых элементов не должен превышать внутренний диаметр трубки. При использовании направляющей в виде желоба игровой элемент движется за счет трения качения (фиг.20).
Заявляемое техническое решение реализуется в настольной игре "Тир" (фиг. 21). В отличие от варианта игры в теннис на одной из сторон основания вместо катапульты установлены мишени 45. Каждой из мишеней присвоен индекс значимости в виде числовой шкалы, например от 0 до 200. Игрок по сумме, например, 5-10 метаний набирает результат, выраженный в очках. Игра после каждого метания начинается с "нулевой" позиции 46.
Чтобы преодолеть жесткую привязку места метания игрового элемента, заявляемое техническое решение реализует вариант использования в качестве катапульты кия 47 (фиг.22). Тогда настольная игра позволяет приблизиться к алгоритму игры в бильярд. Направляющая совершает поворот вокруг узла шарнира на любой угол. Игрок должен рассчитать величину и направление удара кием по игровому элементу так, чтобы в результате поворота направляющей и движения по направляющей игрового элемента последний в момент прхождения направляющей над лузой 48 достиг конца направляющей и скатился с нее в лузу (фиг.23).
На фиг.24 изображена настольная игра "Круговой тир" с использованием в качестве катапульты кия 47. Мишени выполненные в виде луз 48 с присвоенными числовыми метками, расположены по окружности у описываемой концами направляющей. Игра может начинаться с середины направляющей, на дне желоба которой выполнена лунка 49 для фиксации исходного положения игрового элемента перед метанием (фиг.25).
Многовариантность игры в бильярд значительно возрастает, если основание игрового поля ограничить бортами 50 (фиг.26). Борт имеет прорезь 51. Чтобы направляющая проходила прорезь в борту, верхняя и нижняя части последнего соединены скобой 52. Ограничение движения игрового элемента по направляющей посредством борта игрового поля возможно при условии превышения диаметра игрового элемента над высотой Hнапр. стенки желоба. Высота Hпр прорези в борту должна быть меньше диаметра d игрового элемента (фиг.27).
Таким образом, выполнение условия
Hнапр < Hпр < d обеспечивает отскок игрового элемента при ударе в борт и его последующее движение по направляющей с одновременным ее поворотом. При этом игрок может рассчитать удар кием по игровому элементу таким образом, что после его отскока от борта результирующее движение позволит попасть в лузу в момент прохождения над ней консоли направляющей (фиг.28).
Верхние и нижние части борта по его длине крепятся набором скоб 52 (фиг. 28). Возможен вариант, когда прорезь образована углублением (фиг.29а) или изгибом (фиг.29б).
Заявляемое техническое решение расширяет возможности настольной игры в бильярд за счет введения в игру нескольких игровых элементов. Их взаимодействие между собой обеспечивается установкой на основании над игровым полем 53 двух и более направляющих 54 - 56 (фиг.30). Их взаимное перемещение относительно узла шарнира позволяет управлять попаданием в лузу за счет отскока смежных игровых элементов друг от друга (фиг.31).
На фиг.32 представлена настольная игра "Пространственная мишень", обеспечивающая движение направляющей относительно узла шарнира в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Например, катапульта выполнена в виде кия.
Заявляемое техническое решение расширяет возможности и реализует алгоритм настольных игр "Баскетбол" (фиг.33), "Волейбол" (фиг.34). В обоих вариантах метание осуществляют катапультами в виде ручного ударника, совмещенного с фигуркой подвижного игрока на игровом поле.
По результатам игры на созданном опытном образце настольной игры "Теннис" установлено, что заявляемое техническое решение существенно расширяет игровые возможности, увеличивает степень соответствия модели реальному алгоритму игры и характеризуется ненасыщенностью результата и высоким уровнем мотивации игры.
Формула изобретения: 1. НАСТОЛЬНАЯ ИГРА, содержащая установленные на основании направляющие и по меньшей мере один игровой элемент, размещенный на направляющей с возможностью перемещения по ней посредством по меньшей мере одной катапульты, отличающаяся тем, что, с целью расширения игровых возможностей, катапульта смонтирована на основании с возможностью перемещения вместе с игровым элементом от одной направляющей к другой и последующего перемещения игрового элемента по этой направляющей.
2. Игра по п.1, отличающаяся тем, что направляющие установлены на основании, выполненном в виде игрового поля, с возможностью перемещения игрового элемента между противоположными сторонами игрового поля.
3. Игра по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что катапульта смонтирована на основании с возможностью поворота, а концы направляющих образуют по меньшей мере две группы и размещены с возможностью перемещения игрового элемента с одной направляющей на другую в одной группе посредством поворота катапульты.
4. Игра по п.4, отличающаяся тем, что катапульта смонтирована на основании с возможностью поворота в плоскости основания и/или изменения угла наклона к плоскости основания.
5. Игра по пп. 1 - 3, отличающаяся тем, что в средней части основания смонтированы дополнительные катапульты с возможностью остановки игрового элемента и/или его перемещения по направляющей.
6. Игра по пп. 1 - 5, отличающаяся тем, что направляющие выполнены в виде стержней или желоба.
7. Игра по пп. 1 - 5, отличающаяся тем, что направляющие выполнены в виде трубок.
8. Игра по пп. 1 - 7, отличающаяся тем, что направляющие на среднем участке игрового поля закрыты посредством непрозрачного экрана.
9. Игра по п.7, отличающаяся тем, что выполненные из прозрачного материала трубки в средней части игрового поля или закрыты посредством непрозрачного экрана, или имеют непрозрачные участки.
10. Игра, содержащая установленную на основании по меньшей мере одну направляющую и по меньшей мере один игровой элемент, размещенный на направляющей с возможностью перемещения по ней посредством по меньшей мере одной катапульты, отличающаяся тем, что, с целью расширения игровых возможностей, по меньшей мере одна направляющая установлена на основании или над основанием шарнирно с возможностью поворота относительно узла шарнира.
11. Игра по п. 10, отличающаяся тем, что направляющая установлена на основании или над основанием, выполненном в виде игрового поля, с возможностью перемещения игрового элемента между противоположными или диаметрально противоположными сторонами игрового поля.
12. Игра по пп. 10, 11, отличающаяся тем, что направляющая шарнирно установлена своей средней частью.
13. Игра по пп. 10 - 12, отличающаяся тем, что направляющая установлена посредством оси с возможностью поворота и/или изменения угла наклона относительно нее.
14. Игра по пп. 10 - 13, отличающаяся тем, что направляющая выполнена в виде стержня или желоба.
15. Игра по пп. 10 - 13, отличающаяся тем, что направляющая выполнена в виде трубки.
16. Игра по пп. 10 - 15, отличающаяся тем, что в качестве катапульты используется ручной ударник, например кий, клюшка или молоточек.
17. Игра по пп. 10 - 16, отличающаяся тем, что основание имеет мишени для игровых элементов, выполненные в виде меток, лунок, луз, подвижных и/или неподвижных препятствий.
18. Игра по пп. 10 - 17, отличающаяся тем, что основание ограничено по меньшей мере одним бортом, в средней части которого выполнена продольная прорезь или углубление с возможностью свободного перемещения в них консольного участка направляющей при ее повороте.
19. Игра по п.18, отличающаяся тем, что углубление образовано изгибом борта.
20. Игра по пп. 10 - 19, отличающаяся тем, что ширина прорези или углубления меньше габаритных размеров игрового элемента.