Главная страница  |  Описание сайта  |  Контакты
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО УКРАШЕНИЯ НА КЕРАМИЧЕСКОЙ ПЛИТКЕ
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО УКРАШЕНИЯ НА КЕРАМИЧЕСКОЙ ПЛИТКЕ

СПОСОБ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО УКРАШЕНИЯ НА КЕРАМИЧЕСКОЙ ПЛИТКЕ

Патент Российской Федерации
Суть изобретения: Изобретение относится к способу создания декоративного украшения на керамической плитке. Сущность изобретения заключается в том, что нагрев плитки производят до температуры размягчения материала декоративных элементов, превышающей температуру плавления облицовочного покрытия и ниже температуры выгорания красителя в материале. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.
Поиск по сайту

1. С помощью поисковых систем

   С помощью Google:    

   С помощью Яндекс:  

2. Экспресс-поиск по номеру патента


введите номер патента (7 цифр)

3. По номеру патента и году публикации

2000000 ... 2099999   (1994-1997 гг.)

2100000 ... 2199999   (1997-2003 гг.)
Номер патента: 2067542
Класс(ы) патента: B44C5/08
Номер заявки: 5018491/12
Дата подачи заявки: 27.12.1991
Дата публикации: 10.10.1996
Заявитель(и): Назаров Эриксон Семенович; Зареев Константин Иванович
Автор(ы): Назаров Эриксон Семенович; Зареев Константин Иванович
Патентообладатель(и): Назаров Эриксон Семенович; Зареев Константин Иванович
Описание изобретения: Изобретение относится к декоративно-прикладному искусству и, в частности, к способам создания декоративного украшения на облицовочных изделиях, например, на керамической плитке с облицовочным покрытием и может быть использовано для получения особого художественного декоративного эффекта при освещении изделий естественным или искусственным светом, в то же время обеспечивая сохранение в течение длительного времени высоких адгезионных свойств украшения в условиях высокой влажности, воздействия воды и водных растворов, а также колебаний температуры.
Стекло и стекловидные материалы широко используются для украшения строительных и облицовочных изделий, поскольку придают им выразительность, являясь в то же время относительно дешевыми и недефицитными. Привлекает также легкость изменения формы и цвета декоративных элементов из этих материалов.
Вместе с тем, использование определенных способов нанесения декоративных элементов на изделия, обеспечивающих их высокие адгезионные свойства, налагает ограничения на выбор формы этих элементов, их расположение, а также на условия эксплуатации таких изделий.
Так, при использовании спекания декоративных элементов из стекла со стеклянной же подложкой или подложкой из иного стекломатериала (например, стеклоткани) [1-3] декоративный элемент имеет вид плоского слоя из цветного или бесцветного стекла с конфигурацией, образующей изображение [2] или из спеченных кристаллов стекла с цветовыми добавками, нанесенных с использованием трафарета или без него [1,3] Декоративный эффект таких изделий создается, в основном, подбором соответствующего цветового решения. Объемные свойства элементов из стекла, заключающиеся в передаче глубины, чистоты и разнообразия оттенков цвета, их переменчивости при изменении ракурса наблюдения не могут проявиться в полной мере при использовании указанного способа создания таких многослойных изделий. Сами изделия получаются при этом массивными и не предназначены и не могут быть использованы в качестве облицовочных в условиях значительных колебаний температуры.
Изменение формы таких многослойных изделий с помощью штампов [4,5] мало изменяет ситуацию.
Высокие адгезионные свойства получают и при нанесении декоративных стеклянных элементов на пористые изделия, например, из керамики, бетона и прочие за счет заполнения стеклом пор приповерхностного слоя изделия. Однако для этого необходимо расплавление стекла, т.е. полное изменение первоначальной формы элементов. В результате декоративный элемент из стекла принимает форму имеющейся оправы [6] или оказывается плоским (покрытием) [7- 10] или задается формой изделия в целом [11] Декоративный эффект таких изделий также определяется цветовым решением без существенного использования указанных выше объемных свойств элементов из стекла и преимуществ присущих художественному композиционному решению.
Сказанное свидетельствует об актуальности разработки таких способов нанесения украшений на изделия, которые, с одной стороны, обеспечивали бы высокие адгезионные свойства декоративных элементов из стекла или материалов адекватных по свойствам стеклу (стекловидных материалов), сохраняющиеся в случае облицовочных изделий длительное время в условиях высокой влажности, воздействия воды и водных растворов, а также колебаний температуры, а, с другой стороны, давали бы свободу изменения формы элементов и выбора художественного композиционного решения.
Известен способ отделки облицовочных изделий [1] заключающийся во введении декоративных элементов в виде окрашенных стеклокристаллических или стекловидных гранул в поверхностный слой бетонной плиты, находящейся в пластичном состоянии и кратковременном воздействии после затвердевания бетона пламенем плазменной горелки на этот слой. Такое воздействие изменяет коэффициент отражения стеклокристаллических или стекловидных гранул и приводит тем самым к декоративному эффекту за счет изменения цветовых оттенков.
Известен также способ декорирования поверхности плитки [12] путем покрытия декоративными элементами в виде окрашенных или неокрашенных огнеупорных зерен невысушенной основы плитки с помощью клеящего состава или без него, впрессовывания зерен в поверхность основы, последующей ее сушки и обжига в печи.
Небольшие размеры декоративных элементов (гранул, зерен) и их утапливание (на половину их размера [1]) в поверхность изделия обеспечивают достаточно высокие адгезионные свойства и долговечность. При этом в отличие от [6,8-11] способы [1,12] сохраняют первоначальную форму декоративных элементов, которая может быть, в принципе, подобрана заранее.
Однако, с другой стороны, жесткая фиксация декоративных элементов в самой основе (бетонной плите, керамической плитке) после ее сушки не позволяет корректировать их расположение и форму и тем самым реализовать в полной мере указанные выше объемные свойства декоративных элементов в соответствии с художественным замыслом.
Утапливание элементов в основу с высоким коэффициентом поглощения (пористые изделия) приводит к тому, что их окраска становится более тусклой, чистота и разнообразие оттенков скрадываются на общем темном фоне, что ведет к снижению выразительности и декоративного эффекта в целом.
Известен, кроме того, способ отделки строительных изделий [13] который, в принципе, может быть использован не только для отделки бетонных плит, но и для создания декоративного украшения на керамической плитке. Этот способ наиболее близок по совокупности существенных признаков к заявляемому способу и потому выбран нами в качестве прототипа. Он включает нанесение декоративных элементов в виде стекловидных гранул на поверхность изделия с использованием клеевого состава на основе жидкого стекла с красителем, с которым они образуют пасту, расплавление пасты с помощью электродуговой горелки (3000o-4000oC) для получения стекловидного цветного покрытия (толщиной 1- 2 мм). Высокие адгезионные свойства этого декоративного покрытия обусловлены пропитыванием расплавленной пастой верхнего слоя изделия. Расплавление пасты ускоряется при использовании в качестве стекловидных гранул измельченного боя оконного или тарного стекла. Различная окраска покрытия достигается применением разнообразных щелочесветоустойчивых пигментов.
Недостатком прототипа является то, что высокие адгезионные свойства покрытия достигаются за счет полной потери декоративными элементами из кусочков (боя) стекла своей первоначальной формы вследствие их измельчения и расплавления. В результате становится невозможным проявление объемных свойств декоративных элементов и выбор оригинальной композиции из этих элементов, а декоративный эффект сводится лишь к цветовому решению.
В заявляемом способе преодолены описанные недостатки прототипа и решена задача создания декоративного украшения на керамической плитке, т.е. с одной стороны, обеспечиваются высокие адгезионные свойства декоративных элементов в течение длительного времени в условиях высокой влажности, воздействия воды, водных растворов и колебаний температуры, а, с другой стороны, достигается свобода варьирования формы декоративных элементов и выбора композиционного решения.
Возможность изменения формы элементов позволяет наиболее полно использовать их объемные оптические свойства для передачи глубины, чистоты и разнообразия оттенков цвета, их переменчивости и игры света при изменении ракурса наблюдения вследствие преломления и переотражения лучей света от различных частей (или граней) элементов. Это существенно обогащает декоративный эффект изделия, придает ему особую зрелищность и выразительность.
Предоставляемая заявляемым способом свобода выбора композиционного решения позволяет создавать из отдельных элементов красочные не тускнеющего со временем изображения (растений, животных), жанровые сценки и другие оригинальные, неповторимые произведения в соответствии с творческой индивидуальностью художника.
По сути заявляемый способ открывает новый вид прикладного декоративного искусства, сочетающий в себе глубину художественного замысла, присущую живописи с богатством и чистотой оттенков и света драгоценных камней.
Решение упомянутой выше задачи и достижение указанного технического результата обеспечивается тем, что в способе создания декоративного украшения на керамической плитке, включающем нанесение декоративных элементов из стекловидных материалов с помощью клея на поверхность плитки, нагрев плитки с декоративными элементами и последующее ее охлаждение, согласно изобретению, в качестве плитки используют плитку с облицовочным покрытием, декоративные элементы наносят на это покрытие с образованием выбранной композиции, нагрев плитки производят до температуры размягчения материала декоративных элементов, которая превышает температуру плавления облицовочного покрытия, но ниже температуры выгорания красителя в указанном материале, выдерживают эту температуру до оплавления краев декоративных элементов, после чего в процессе охлаждения по достижении температуры затвердевания облицовочного покрытия, изменяют форму декоративных элементов в соответствии с художественным замыслом.
Кроме того, в заявляемом способе в качестве декоративных элементов используют бой тарного, оконного или иного цветного и бесцветного стекла.
Кроме того, в заявляемом способе в качестве декоративных элементов используют кусочки хрусталя.
Кроме того, в заявляемом способе облицовочное покрытие выполнено из глазури.
Кроме того, в заявляемом способе облицовочное покрытие выполнено из эмали.
Кроме того, в заявляемом способе облицовочное покрытие выполнено из эмали.
Кроме того, в заявляемом способе цикл, включающий нагрев плитки до температуры размягчения материала декоративных элементов, выдерживание ее до оплавления краев элементов, последующее охлаждение и изменение формы этих элементов в процессе охлаждения, повторяют необходимое число раз.
Кроме того, в заявляемом способе при использовании в композиции декоративных элементов различных размеров, сначала наносят элементы большего размера, а затем перед каждым последующим циклом элементы соответственно меньших размеров.
Кроме того, в заявляемом способе для увеличения выразительности композиции, на декоративные элементы большего размера наносят декоративные элементы меньшего размера или пигменты, имеющие другой цвет или оттенок цвета.
Кроме того, в заявляемом способе изменение формы декоративных элементов из стекла производят в температурном диапазоне 400-350oC.
Наличие общих существенных отличительных от прототипа признаков, приведенных в отличительной части формулы изобретения (в частности, операции индивидуального изменения формы декоративных элементов в процессе охлаждения плитки по достижении температуры затвердевания облицовочного покрытия на плитке) свидетельствует о соответствии заявляемого способа условиям патентоспособности по новизне.
Соответствие заявляемого способа условиям патентоспособности по изобретательскому уровню обусловлено, в частности, тем, что сама задача обеспечения свободы варьирования формы декоративных элементов и выбора композиционного решения при сохранении высоких адгезионных свойств этих элементов, т. е. задача, объединяющая противоречивые с точки зрения уровня техники требования, в такой формулировке поставлена и решена впервые. Решения ее, аналогичные описанному в формуле изобретения, отсутствуют. Авторам не известно использование объемных декоративных элементов из стекла или стекловидных материалов или эмалевым покрытием.
Известные решения [1,12] сохраняющие первоначальную форму декоративных элементов, не могут влиять на оценку изобретательского уровня заявляемого способа, т.к. в них, как уже указывалось, отсутствует возможность корректировки формы элементов из-за утапливания и жесткой фиксации их в основе (бетонной плите [1] материале самой керамической плитки без покрытия [12]). Это же препятствует и проявлению объемных оптических свойств стекловидных гранул в [1] А в [12] предлагалось использовать не стекловидные, а огнеупорные материалы.
Сущность заявляемого способа заключается в том, что закрепление декоративных элементов на поверхности плитки осуществляют не за счет расплавления их материала (стекла, хрусталя и др.) или введения их в еще пластичную основу (бетон [1] керамику [12]), а за счет использования для этой цели другого материала облицовочного покрытия из глазури или эмали. При нагреве плитки до температуры размягчения материала декоративных элементов, облицовочное покрытие расплавляется и смачивает поверхность элементов. Сами элементы при этом немного проседают, "садясь" на еще достаточно твердую основу, и, в отличие от прототипа и ряда аналогов [6-11] не расплавляются, а лишь размягчаются, т. е. становятся пластичными, сохраняя еще в то же время свою первоначальную форму, подобранную специально для выбранной художественной композиции. Выдерживание этой температуры (размягчения) позволяет довести декоративные элементы до указанного состояния пластичности и передать им максимально возможное количество тепла для обеспечения в последующем (при охлаждении) наибольшего интервала времени для активного (механическим воздействием, например, с помощью стека) изменения их формы в соответствии с художественным замыслом. Это позволяет сократить количество требуемых циклов нагрева плитки до температуры размягчения материала элементов, выдерживания ее и изменения формы элементов. О передаче максимально возможного количества тепла элементам, при котором еще сохраняется их форма (и, следовательно, о длительности выдержки температуры размягчения) судят по оплавлению краев элементов. При создании композиции за один или несколько циклов, об оплавлении краев декоративных элементов судят, наблюдая за элементами композиции с помощью соответствующего поглощающего светофильтра через окно в дверце или непосредственно открывая для этого дверцу печи. Об оплавлении краев декоративных элементов можно (на основе предыдущего опыта художника) судить также и по времени выдерживания температуры размягчения. При нагреве и в процессе выдержки температуры размягчения усиливается диффузия глазури (или эмали) в поверхностный слой элементов и при охлаждении вследствие спаивания (спайки) ее с материалом элементов (например, со стеклом) образуется их водонепроницаемое соединение с высокими адгезионными свойствами, описанными выше.
При охлаждении облицовочное покрытие затвердевает быстрее благодаря большей поверхности и малой толщине, закрепляя тем самым декоративные элементы на плитке. Сами же элементы, имеющие благодаря их округлой форме относительно малую поверхность при достаточном объеме, остывают медленнее и при затвердевании облицовочного покрытия находятся еще в пластичном состоянии, допуская возможность изменения их формы. Ввиду небольших размеров декоративных элементов, не стоят так остро проблемы согласования коэффициентов температурного расширения соединяемых материалов, как в аналогах [3,6] и поэтому выбор материала декоративных элементов этим обстоятельством не ограничивается.
Художник, пользуясь, например, стеком придает элементам необходимую форму, сообразуя ее с выбранной им композицией и добиваясь наиболее полного проявления описанных выше объемных оптических свойств элементов в соответствии с художественным замыслом. Если композиция содержит декоративные элементы различных размеров, отличающиеся по объему не менее чем в 2-3 раза, то целесообразно создавать эту композицию последовательно: сначала наносят элементы большего размера и проводят начальный цикл: нагрева плитки до температуры размягчения материала (например, стекла) этих элементов, выдерживания этой температуры до оплавления краев этих элементов и последующего охлаждения, в процессе которого изменяют форму этих элементов. Затем на покрытие наносят (приклеивают) элементы меньшего размера (например, в 2-3 раза меньше по объему) и, возможно, иного цвета или оттенка и повторяют указанный цикл. При оплавлении краев элементов меньшего размера, когда заканчивают повторный цикл, элементы большего размера из-за большей их теплоемкости размягчаются в меньшей степени и сохраняют форму, приданную им в начальном цикле. Величина температуры размягчения при повторном цикле и/или время выдержки могут быть уже другими, чем в начальном цикле. Так, при сохранении той же температуры размягчения, что и в начальном цикле, время выдержки будет меньше, т.к. оплавление краев элемента меньшего размера происходит быстрее. Указанный процесс последовательного создания композиции повторяют необходимое число раз, нанося перед каждым последующим циклом элементы соответственно меньшего размера (например, в 2-3 раза), чем перед предыдущим циклом. При этом температура размягчения и/или время выдержки на каждом таком цикле будут отличаться от предыдущего как по указанной выше причине, так и из-за использования другого материала (например, хрусталя в начальном цикле, стекла при повторном). Однако, на каждом цикле (шаге) создания композиции выдержку температуры размягчения осуществляют до оплавления краев соответствующих декоративных элементов. При создании композиции за один или несколько циклов, об оплавлении краев декоративных элементов судят, наблюдая за элементами композиции с помощью соответствующего поглощающего светофильтра через окно в дверце или непосредственно открывая для этого дверцу печи. Об оплавлении краев декоративных элементов можно (на основе предыдущего опыта художника) судить также и по времени выдерживания температуры размягчения. Для повышения выразительности композиции декоративные элементы меньшего размера или пигменты, имеющие другой цвет или оттенок цвета, наносят перед соответствующим циклом не на облицовочное покрытие, а уже на закрепленные ранее (на предыдущем цикле) декоративные элементы большего размера, образуя многокрасочную составную объемную композицию. При этом нанесение элементов осуществляют как с помощью клея, так и без него, помещая элементы меньшего размера в углубления сделанные на предыдущем цикле в элементах большего размера.
Описанный процесс последовательного создания композиции не является необходимым во всех случаях. Его применяют для получения сложных жанровых композиций, требующих тщательной индивидуальной проработки каждого из множества используемых элементов разного размера. Повторение циклов (нагрев, выдержка температуры, изменение формы) может потребоваться в достаточно простых композициях, содержащих, однако, элементы сложной формы, которые не удается обработать за один цикл. Тогда цикл повторяют необходимое число раз, работая над такими элементами, естественно уже без нанесения новых элементов. В тех же случаях, когда несложная композиция (например, орнамент) содержит небольшое число (1-5) элементов, то оказывается достаточным проведение лишь одного цикла.
Уже указывалось, что температура размягчения материала декоративных элементов и/или время ее выдержки могут быть различными в зависимости от вида материала (стекло, хрусталь, или пигмент), размера элементов, его свойств и др. Эта температура может быть ниже
или выше температуры плавления Тпл. материала элементов (например, в пределах ± 10% от Тпл.). При невысокой (относительно Тпл.) температуре требуется увеличение времени ее выдержки, однако, риск "передержки", при которой происходит расплавление и потеря формы элемента, меньше. Увеличением температуры выше Тпл. сокращают время выдержки и создания украшения на плитке в целом, однако указанный риск возрастает. В каждом конкретном случае эта температура устанавливается индивидуально, в зависимости от сложности композиции, свойств конкретного материала и опыта работы художника. В ряде случаев опытный художник, знакомый со свойствами материала (например, стекла) сознательно увеличивает температуру сверх температуры его плавления на короткое время для того, чтобы "очистить" материал (например, бутылочное стекло) с тем, чтобы путем "выжигания" нежелательных примесей сделать его более прозрачным (осветлить) и ярким, увеличить чистоту и глубину нужного оттенка цвета. Пределом увеличения температуры размягчения является температура выгорания красителя в указанном материале (например, цветном стекле). Нижняя граница, естественно, ограничена температурой плавления покрытия (глазури, эмали), без чего невозможно закрепление декоративных элементов.
Передача функции закрепления элементов облицовочному покрытию позволяет сосредоточить внимание художника лишь на декоративном эффекте: подбирать форму элементов, ее видоизменять, производить осветление их материала, корректировать композицию этих элементов, выражая тем самым свою творческую индивидуальность.
Помимо этой "нетрадиционной" роли связующего элемента, облицовочное покрытие в сочетании с расположенными на его поверхности декоративными элементами из стекловидных материалов проявляет свойства отличные от тех, которые присущи ему как самостоятельному декоративному украшению. А именно, благодаря высокому коэффициенту отражения им излучения, оно способствует проявлению тех самых объемных оптических свойств декоративных элементов, о которых говорилось выше и, кроме того, оно служит великолепным фоном, на котором оказываются наиболее заметными все богатства оттенков цвета, их чистота, глубина, переменчивость и игра света в многокрасочной объемной художественной композиции. Более того, цветовое решение покрытия является составной частью композиции, согласующейся с ней, составляющей с ней единый художественный замысел, т. е. покрытие может быть не только белым, но и цветным.
Достоинство заявляемого способа заключается в том, что он использует готовые облицовочные изделия керамические плитки с облицовочным глазурованным или эмалевым покрытием, не нарушая хорошо отработанных технологий их изготовления, в частности, технологии нанесения облицовочного глазурованного покрытия. Поэтому сохраняется высокая адгезия покрытия к керамической основе, полученная при ее производстве. Могут быть использованы глазурованные керамические плитки отечественного (г. Тосно Ленинградской обл. или импортного производства (из Италии, Югославии, Турции и др. стран), либо плитки с эмалевым покрытием (например, изготовленные в г.Ярославле). При расплавлении покрытия не нарушается его создание с керамической основой. Сама основа при этом сохраняет свое состояние. Режим нагрева и охлаждения плитки с декоративными элементами не содержит каких-либо существенных особенностей по сравнению с режимом нагрева и охлаждения, используемым при получении облицовочного покрытия, кроме указанных в настоящем описании.
Изменение формы декоративных элементов можно производить сразу же после затвердевания облицовочного покрытия, например, вводя стек через теплоизолированный ввод, специально выполненный в печи и имеющий возможность поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях, или открывая для этого на короткое время дверцу. Это практически не нарушает естественного процесса охлаждения. Таким образом, за один цикл можно изготавливать простые декоративные композиции, содержащие небольшое число элементов, не требующих особенно тщательной отделки.
В некоторых случаях особенно при использовании крупных элементов, после завершения изменения формы элементов осуществляют более резкое изменение режима охлаждения, например, открывая дверцу в печи на более длительный срок. Это вызывает появление трещин в таких элементах, что используют специально для усиления декоративного эффекта. Элементы при этом надежно закреплены в облицовочном покрытии так, что их адгезия не нарушается. Чтобы такое резкое изменение режима охлаждения не привело к растрескиванию керамической основы, температура в печи не должна превышать 200-240oC (для отечественных плиток). Экспериментально можно подобрать такой диапазон температур для различных классов и сортов плиток.
Еще одним достоинством заявляемого способа является использование дешевого "сырья" для декоративных элементов боя тарного (бутылочного) оконного или иного цветного или бесцветного стекла (отходы производства стеклянной или хрустальной посуды, витражей и т.п.). В отличие от известных решений [3,13] бой не измельчают, а наоборот, подбирают кусочки стекла необходимой формы для образования композиции (например, изображения мыши, рыбки, бабочки, жанровой сценки с русскими мотивами и т.п.). В качестве декоративных элементов могут быть использованы кусочки и других достаточно прозрачных материалов, чтобы они могли проявлять описанные выше объемные оптические свойства (например, искусственных полудрагоценных камней рубинов, фианитов).
Подобранные кусочки из указанных материалов наклеивают на покрытие с образованием выбранной композиции. Чтобы композиция не исказилась после расплавления покрытия из-за возможного смещения элементов, температура выгоpания клея должна превышать температуру плавления облицовочного покрытия и, как правило, соответствовать температуре размягчения материала декоративных элементов. Опытному художнику при изготовлении композиций за один цикл достаточно использовать любой известный высокотемпературный клей (например, жидкое стекло, латекс). Художник тщательно выравнивает плитку в горизонтальной плоскости, а после размягчения покрытия (например, глазури), когда клей еще не весь выгорел, помогает (с помощью стека) элементам "сесть" на поверхность основы (точнее на тонкий приповерхностный слой достаточно вязкого у основы покрытия). Поэтому после расплавления покрытия, когда его верхний жидкий слой смачивает боковую поверхность элементов, и после выгорания клея композиция остается фиксированной на основе и не "плывет" в расплаве материала покрытия.
На фиг. 1 изображена аппликация из декоративных элементов 1, подобранных из кусочков цветного стекла и наклеенных на облицовочное покрытие 2 керамической плитки (с образованием композиции в виде бабочки) до ее нагрева.
На фиг. 2 показано сечение той же плитки 3 со стеклянными декоративными элементами 1 по окончании выдержки температуры размягчения.
На фиг. 3 изображена композиция из стеклянных декоративных элементов в начале второго цикла.
Способ создания декоративного украшения на керамической плитке осуществляют следующим образом.
Пример 1.
1.Предварительно подготавливают рисунок или узор для воспроизведения его в виде объемной художественной композиции на глазурованной плитке.
2. Из боя цветного и бесцветного стекла подбирают или приготавливают (разбивая куски такого стекла, разрезая или иным образом) плоские и неплоские кусочки толщиной 3-5 мм, соответствующие по форме декоративным элементам выбранной художественной композиции (крылышками, туловищу и пр. бабочки, показанной на фиг. 1).
3. На поверхность облицовочного покрытия 2 из глазури стандартной готовой керамической плитки 3 (1 класса) наклеивают (с помощью 50 процентного латекса) подобранные кусочки из стекла с образованием аппликации, соответствующей выбранной композиции (см. фиг. 1).
4. Подготавливают к работе муфельную печь (типа "Снол-3") для нагрева плитки.
5. Керамическую плитку с наклеенными декоративными элементами помещают в горизонтальном положении в муфельную печь, предварительно выровняв для этого последнюю с помощью имеющихся у нее регулировочных средств.
6. Установив регулятор температуры печи на 40oC, включают печь, поправляют (при необходимости) элементы композиции, закрывают дверцу печи и производят нагрев плитки до указанной температуры.
7. Переключив регулятор, доводят температуру до 80oС, наблюдая (сквозь окошко в дверце) за поведением элементов композиции с тем, чтобы в любой момент прервать нагрев, вынуть плитку, поправить элементы и снова, поместив плитку в печь и закрыв дверцу, продолжить нагрев. При этой температуре это еще можно сделать, не нарушая формы плитки и не вызывая каких-либо необратимых изменений в керамической основе плитки.
Операции, указанные в п.п. 6, 7, являются предварительными, необходимыми в начале работы с новым типом облицовочных плиток или другим высокотемпературным клеем. В последующем они сводятся, в основном, к переключению регулятора печи.
8. Переключив регулятор, повышают температуру до 300-350oC. Эта температура соответствует температуре начала размягчения глазури. По достижении этой температуры дверцу печи открывают на короткое время (30-60 сек.) для того, чтобы "посадить" (придавить с помощью стека декоративные элементы на основу, если это еще самопроизвольно не произошло в процессе нагрева.
9. Затем производят нагрев до температуры 600±10oC, соответствующей температуре размягчения элементов из тарного стекла, и выдерживают ее в течение 2-3 минут, наблюдая за элементами композиции и глазурованным покрытием через окна в дверце и светопоглощающий фильтр. Сначала расплавляется глазурь (tпл ≈ 500oC и смачивает элементы, еще не потерявшие своей первоначальной формы. Элементы просветляются из-за выгорания части примесей в тарном стекле (температура выгорания красителей 620-650oC. Оплавление острых краев декоративных элементов служит сигналом окончания выдеpживания этой температуры и выключения печи. В этом дополнительно убеждаются, открывая на короткое время (20- 30 сек.) дверцу печи для наблюдения (через светопоглощающий фильтр). В последующем при работе с одними и теми же материалами для декоративных элементов экспериментально подбирают конкретное для выбранной температуры размягчения время выдержки и по нему контролируют достижение оплавления краев декоративных элементов без постоянного визуального контроля.
10. Охлаждение плитки осуществляют в печи с закрытой дверцей за счет естественного теплообмена с окружающей средой. При снижении температуры в печи ниже 500oC, глазурь 2 затвердевает, закрепляя декоративные элементы 1 на плитке 3 за счет спайки с ними (см. фиг. 2). Сами элементы находятся еще в пластичном состоянии из-за малой поверхности теплообмена (в сравнении с покрытием) и достаточно высокой теплоемкости. При температуре 400-350oC открывают на короткое время дверцу (≈20-30 сек.) подправляют форму элементов (делая, например, углубления или полосы на крылышках для обеспечения игры света). Если же печь снабжена теплоизолированными вводами для стека, то изменение формы элементов можно производить, не открывая дверцы, за более длительный интервал времени. Безусловно, что изменение формы элементов в печи можно производить, как показывает опыт авторов, в гораздо большем диапазоне температур, который простирается вплоть до 500oС (т.к. элементы плотно "сидят" на основе), а снизу он ограничен 280oC (ниже этой температуры работать со стеклом практически невозможно, т.к. оно уже теряет пластичность и затвердевает). Указанный выше диапазон 400-350oС является наиболее оптимальным для работы со стеклом с помощью стека. После остывания плитки до комнатной температуры, ее вынимают из печи и могут использовать как готовое изделие.
Пример 2.
Аналогичен по операциям и их последовательности примеру 1. Отличия заключаются в следующем. Использованы плитка 3 класса с эмалевым (а не глазурованным) покрытием и только плоские кусочки стекла (толщиной≈3 мм) в качестве декоративных элементов. После первых двух ступеней нагрева (см. п.п. 6, 7 примера 1) повышают температуру до 180-200oC, которая соответствует температуре начала размягчения эмали и производят "посадку" элементов, как это описано в п. 8.
Температуру размягчения элементов из стекла устанавливают равной 340±10oC и выдерживают ее в течение 4-5 мин, после чего выключают печь (ср. с п. 9). Эмаль расплавляется и затвердевает при t ≈30oC. Изменения формы элементов композиции (аналогичные описанным в п. 10) производят при температуре 300- 280oC. После остывания плитки до комнатной температуры, ее вынимают из печи.
Пример 3. Полностью аналогичен примеру 1. Однако, после выемки плитки из печи, на крылышки бабочки (элементы 1 большего размера) наклеивают тем же клеем (см. п. 3) осколки из стекла другого цвета (элементы 4 меньшего размера), на туловище накладывают полосы 5 свинцового глета (можно использовать и кобальтовый пигмент), а на глазурь наклеивают мелкую стеклянную крошку (посыпку) в форме веточек 6 (см. фиг. 3). После этого осуществляют повторный цикл нагрева до температуры размягчения элементов из стекла (600±10oC), как это описано в п.п. 6-9 с тем отличием, что эту температуру выдерживают меньшее время (30-60 сек.), после чего выключают печь. Этого времени достаточно для оплавления краев осколков и посыпки из стекла. В процессе охлаждения по достижении температуры затвердевания глазури (≈500oC), открывают печь на короткое время (30-60 сек) и придают осколкам необходимую форму пятнышек на крыльях бабочки, а посыпке форму веточек. После остывания до комнатной температуры, плитку можно вынуть из печи и использовать как готовое изделие. Другие примеры композиций, созданных за 2-3 цикла, показаны на фиг. 4.
Пример 4. Аналогичен примеру 1. Отличие заключается в том, что художественную композицию в виде декоративной рыбки (на фиг. не показана) создают на импортной (например, турецкой) глазурованной плитке с использованием кусочков сульфидного стекла (tпл≈700oC) для туловища и хрусталя (tпл≈900oC) для плавников, которые наклеивают с помощью жидкого стекла. После первых двух ступеней нагрева (см. п.п. 6, 7 примера 1) последовательно (сначала до 300oC, а затем до 400-450oC) нагревают плитку до температуры начала размягчения глазури и производят "посадку" элементов, как это описано в п. 8. Температуру размягчения элементов устанавливают равной 850±10oC (она ниже температуры выгорания красителя в сульфидном стекле 900oC) и выдерживают ее в течение 2-3 мин. (начинается оплавление краев элементов), после чего выключают печь. Глазурь расплавляется и затвердевает при (tпл≈600oC). Изменение формы элементов (в виде поперечных полос на плавниках, придание гладкой округлой формы туловищу) производят аналогично п. 10 образом при температуре 590o-500oC в течение 30-60 сек.
Пример 5. С помощью горелки для ювелирных работ изготавливают из кусочков хрусталя лепестки розы. Наклеивают их с помощью жидкого стекла на плитку по примеру 4. Последовательно (ступенями см. пример 4) нагревают плитку до температуры ≈600oC и производят "посадку" элементов, как это описано в п. 8 примера 1. Температуру размягчения элементов устанавливают равной 900oC и выдерживают ее в течение 3-4 мин до оплавления краев элементов, после чего выключают печь. Корректировку формы элементов (формы лепестков и их взаимного расположения) производят при (tпл≈590-500oC) cтеком в течение 30-60 сек, 0 открыв дверцу печи на это время. После остывания плитки до комнатной температуры, вынимают ее и, осматривая, намечают места поправок и нанесения штрихов (углублений в виде полос). Далее производят повторный ступенчатый нагрев плитки, но уже до температуры 800oС и после выдержки этой температуры в течение 30-60 сек. выключают печь. По достижении температуры затвердевания глазури открывают печь на 30- 60 сек и в течение этого времени производят поправки и нанесение штрихов на лепестки. После остывания до комнатной температуры плитку вынимают из печи и используют как готовое изделие.
Литература.
А.С. СССР N 636115, МКИ2 В44Д 5/00, 1978 г.
А.С. СССР N 1572830, МКИ5 B44C 5/08, 1990 г.
А.С. СССР N 1593564, МКИ5 B44C 5/08, 1990 г.
4. Заявка Франции N 2286011, МКИ В44С 5/00.
5. Заявка Франции N 2530618, МКИ С04В 37/04.
6. А.С. СССР N 433112, МКИ С04В 37/04, 1974 г.
7. А.С. СССР N 451671, МКИ С01В 37/04, 19704 г.
8. Заявка Японии N 60-49158, МКИ С04В 37/04.
9. Заявка Японии N 63-41873, МКИ С04В 41/88.
10. Заявка Японии N 63-63517, МКИ С04В 41/86.
11. А.С. СССР N 1106809, МКИ С04В 41/00, 198040 г.
12. Заявка Японии N 59-13474, МКИ С04В 41/06.
13. А.С. СССР N 963978, МКИ В44Д 5/00, C04B 41/34, 1982 г.
Формула изобретения: 1. Способ создания декоративного украшения на керамической плитке, включающий нанесение декоративных элементов из стекловидных материалов посредством клея на поверхность плитки, нагрев плитки с декоративными элементами и последующее ее охлаждение, отличающийся тем, что в качестве плитки используют плитку с облицовочным покрытием для нанесения на него декоративных элементов с образованием выбранной композиции, нагрев плитки производят до температуры размягчения материала декоративных элементов, превышающей температуру плавления облицовочного покрытия и ниже температуры выгорания красителя в материале, выдерживают эту температуру до оплавления краев декоративных элементов, затем в процессе охлаждения после достижения температуры затвердевания облицовочного покрытия осуществляют изменение формы декоративных элементов в соответствии с художественным замыслом.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве декоративных элементов используют бой тарного, оконного или иного цветного и бесцветного стекла.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве декоративных элементов используют кусочки хрусталя.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что облицовочное покрытие представляет собой глазурь.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве облицовочного покрытия используют эмаль.
6. Способ по пп.1-5, отличающийся тем, что нагрев плитки до температуры размягчения материала декоративных элементов, выдерживание ее до оплавления краев элементов, последующее охлаждение и изменение формы этих элементов в процессе охлаждения, образующие цикл, осуществляют несколько раз.
7. Способ по п. 6, отличающийся тем, что в качестве декоративных элементов используют элементы различных размеров, при этом сначала наносят элементы большего размера, а затем перед каждым последующим циклом элементы меньшего размера.
8. Способ по п.7, отличающийся тем, что на декоративные элементы большего размера наносят декоративные элементы меньшего размера или пигменты, имеющие другой цвет или оттенок цвета.
9. Способ по пп. 1,2,4,6-8, отличающийся тем, что изменение формы декоративных элементов из стекла осуществляют при 350-400oС.