Forbidden

You don't have permission to access /zzz_siteguard.php on this server.

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ, И/ИЛИ ТРЕНИРОВКИ, И/ИЛИ КОНТРОЛЯ ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ СПОРТИВНЫХ ИГР С МЯЧОМ ИЛИ ШАЙБОЙ И ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА - Патент РФ 2154860
Главная страница  |  Описание сайта  |  Контакты
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ, И/ИЛИ ТРЕНИРОВКИ, И/ИЛИ КОНТРОЛЯ ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ СПОРТИВНЫХ ИГР С МЯЧОМ ИЛИ ШАЙБОЙ И ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ, И/ИЛИ ТРЕНИРОВКИ, И/ИЛИ КОНТРОЛЯ ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ СПОРТИВНЫХ ИГР С МЯЧОМ ИЛИ ШАЙБОЙ И ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ, И/ИЛИ ТРЕНИРОВКИ, И/ИЛИ КОНТРОЛЯ ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ СПОРТИВНЫХ ИГР С МЯЧОМ ИЛИ ШАЙБОЙ И ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА

Патент Российской Федерации
Суть изобретения: Изобретение относится к спортивным тренажерам для одиночного или группового проведения обучения, и/или тренировок, и/или экзаменов по судейству непосредственно на спортивной площадке без участия игроков с использованием средств электроники. Изобретение решает задачу подготовки квалифицированных арбитров для обслуживания спортивных матчей. Согласно способу в процессе тренировки, и/или обучения, и/или контроля знаний непосредственно на спортивной площадке отображают с помощью табло выбранную последовательность символов игровых ситуаций с одновременным условным указанием местонахождения игровой ситуации на игровой площадке с помощью светового пятна или луча, перемещаемого в соответствии с заранее составленной программой смены игровых ситуаций по заданным координатам и/или траекториям на площадке с заданной скоростью. Цвет отображаемых на табло символов игровых ситуаций условно соответствует цвету формы игроков команд и является условным указателем команды с мячом или шайбой в текущей игровой ситуации. Фиксируют действия, и/или перемещения, и/или время реакции судей на сменяемые во времени игровые ситуации и затем сравнивают их с заранее установленными правильными действиями и/или нормами реакции судей. Тренажер состоит из спортивной площадки, средств отображения символов игровых ситуаций в виде больших табло, установленных на половинах спортивной площадки, и табло светоизлучающего устройства видеокамеры, соединенной с устройством определения координат судей, и микрофона. Все указанные части тренажера соединены с пультом управления, выполненным в виде процессора компьютера для программируемого управления их работой. Использование заявленной группы изобретений позволяет осуществить подготовку судей в обстановке, наиболее приближенной к реальной, а также обеспечивает повышение квалификации судей в кратчайшие сроки. 2 с. и 20 з.п.ф-лы, 4 ил.
Поиск по сайту

1. С помощью поисковых систем

   С помощью Google:    

2. Экспресс-поиск по номеру патента


введите номер патента (7 цифр)

3. По номеру патента и году публикации

2000000 ... 2099999   (1994-1997 гг.)

2100000 ... 2199999   (1997-2003 гг.)
Номер патента: 2154860
Класс(ы) патента: G07C1/22, G09B7/00
Номер заявки: 99109966/12
Дата подачи заявки: 21.05.1999
Дата публикации: 20.08.2000
Заявитель(и): Филиппов Сергей Семенович
Автор(ы): Филиппов С.С.
Патентообладатель(и): Филиппов Сергей Семенович
Описание изобретения: Изобретение относится к спортивным тренажерам для одиночного или группового проведения обучения и/или тренировок и/или экзаменов по судейству непосредственно на спортивной площадке без участия игроков с использованием средств электроники и программирования обучения судей, их тренировок, контроля знаний правил игры, механики судейства, уровня физической готовности и может найти применение для отбора и подготовки квалифицированных арбитров спортивных матчей.
Качество проведения спортивного матча любого ранга во многом зависит не только от мастерства игроков, но и от профессионализма судей.
В настоящее время методик отбора кандидатов в судьи спортивных игр, например, по баскетболу, футболу, не существует, Как правило, учитывается прежнее их занятие конкретным видом спорта, умение перемещаться по спортивной площадке (полю) и знание последнего издания правил игры.
Известно наиболее широко распространенный способ контроля физической подготовки судей и знаний ими правил в виде семинаров, на которых судьи раздельно демонстрируют теоретические знания правил игры, механику судейства и физическую подготовку [1].
Однако отменная физическая подготовка судьи и безошибочные ответы на вопросы по знанию правил не является гарантией того, что он станет Рефери с международным авторитетом.
Семинары в таком виде не позволяют выявить другие необходимые в практической деятельности судьи свойства: умение постоянно принимать решения в доли секунды, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию матча, умение рационально двигаться по спортивной площадке, продуктивно "общаться" с партнером и помощниками за секретарским столом в минимальные промежутки времени.
Тренажером для судей практически является обычная спортивная площадка с реальной спортивной игрой, в которой работу судей в матче оценивает комиссар [2].
Оценки комиссара не всегда бывают объективны, так как присутствие реальных игроков на площадке затрудняет фиксирование действий судей. Кроме того использование реальных матчей с участием игроков вносит ограничения на время, место, число арбитров, которые могут принять в нем участие, и является неэффективным дорогостоящим средством для обучения, тренировки и экзаменации судей.
Известен способ обучения и/или тренировки и/или контроля подготовки судей спортивных игр с мячом или шайбой, основанный на проверке знаний судьями правил игры, механики судейства и оценке их физической подготовки непосредственно на спортивной площадке соответствующей спортивной игры [3].
Отсутствие технических средств для учебно-тренировочных и экзаменационных процессов судей не позволяет контролировать степень профессиональной подготовленности судей и осуществлять объективный отбор арбитров для судейства официальных матчей высокого уровня сложности.
Изобретение решает задачу подготовки квалифицированных арбитров для обслуживания спортивных матчей путем нераздельной единовременной демонстрации ими теоретических знаний правил игры, механики судейства и физической подготовки в обстановке, наиболее приближенной к реальной, а также повышения квалификации судей в кратчайшие сроки.
Поставленная задача достигается тем, что согласно способу обучения и/или тренировки и/или контроля подготовки судей спортивных игр с мячом или шайбой, основанному на проверке знаний судьями правил игры, механики судейства и оценке их физической подготовки непосредственно на спортивной площадке соответствующей спортивной игры, предварительно составляют перечень символов игровых ситуаций соответствующей спортивной игры, составляют соответствующие реальным игровым ситуациям различные по сложности последовательности смены игровых символов во времени, отображают выбранную последовательность символов игровых ситуаций с одновременным условным указанием команды с мячом или шайбой в текущей игровой ситуации и местонахождения игровой ситуации на игровой площадке с возможностью их видимости судьями и регистрируют действия и/или перемещения и/или время реакции судей на сменяемые во времени игровые ситуации, осуществляют сравнение их с заранее установленными правильными действиями и/или нормами реакции судей, по результатам которого определяют степень знания правил игры и/или физической подготовки и/или квалификации судей.
Предпочтительно отображение символов игровых ситуаций осуществлять с помощью электронных табло.
Целесообразно символы игровых ситуаций выполнить в виде спортивных терминов и/или цифр, в том числе для индикации на табло номера игрока в текущей игровой ситуации.
Предпочтительно цвет отображаемых на индикаторе символов игровых ситуаций и/или цветовой фон, на котором они отображены, сделать условным указанием на цвет формы команды с мячом или шайбой в текущей игровой ситуации.
Целесообразно указание на местонахождение игровой ситуации осуществлять световым пятном диаметром от 10 до 40 мм и/или лучом светоизлучающего устройства путем перемещения по заданным координатам и/или траекториям.
Предпочтительно скорость перемещения светового пятна и/или луча по игровому полю спортивной площадки установить до 4 м/сек для имитации ведения мяча или шайбы и от 6 до 10 м/сек для имитации паса мяча или шайбы.
Целесообразно реакции судей на сменяемые во времени игровые ситуации осуществлять экспертно и/или в автоматическом режиме.
Целесообразно сравнение действий и/или перемещений и/или времени реакции судей с заранее установленными правильными действиями и/или нормами реакции судей осуществлять экспертно и/или в автоматическом режиме.
Предпочтительно в процессе тренировки и/или обучения и/или контроля подготовки судей имитировать шумовые характеристики реального процесса игры, в том числе шум трибун и/или речь игроков и/или тренеров.
Целесообразно термины игровых ситуаций отображают по меньшей мере на двух языках, в том числе английском.
Поставленная задача достигается также тем, что в тренажер для обучения и/или тренировки и/или контроля подготовки судей спортивных игр с мячом или шайбой, содержащий спортивную площадку с игровым полем и оборудованием соответствующего вида спорта согласно правил игры, введены средства отображения символов игровых ситуаций в заданных последовательностях, указатель местонахождения игровых ситуаций на игровом поле спортивной площадки и соединенный с ними пульт управления, при этом средства отображения символов игровых ситуаций установлены по меньшей мере на каждой половине игрового поля спортивной площадки с возможностью видимости отображаемых символов игровых ситуаций из судейских зон спортивной площадки.
Целесообразно в качестве спортивной площадки использовать баскетбольную или волейбольную площадки или футбольное или хоккейное поля.
Предпочтительно средства отображения символов игровых ситуаций в заданных последовательностях выполнить в виде по меньшей мере (в виде) двух установленных на каждой половине игрового поля спортивной площадки электронных табло и по меньшей мере одного индикатора, установленного в зоне скамейки команды.
Целесообразно каждое электронное табло выполнить с возможностью изменения цвета отображаемых символов игровых ситуаций или цветового фона, на котором они отображены, при этом указанные цвет или цветовой фон условно соответствуют цвету формы команд и являются указателем команды с мячом в текущей игровой ситуации.
Предпочтительно указатель половины игрового поля и/или участка игрового поля и/или местонахождения мяча и/или шайбы в текущей игровой ситуации выполнить в виде по меньшей мере одного светоизлучающего устройства, установленного с возможностью перемещения его светового пятна и/или луча по заданной траектории и/или заданным координатам на игровом поле.
Предпочтительно светоизлучающее устройство выполнить и установить с возможностью изменения скорости перемещения его светового пятна и/или луча по игровому полю.
Целесообразно в качестве светоизлучающего устройства применить лазерную пушку.
Целесообразно светоизлучающее устройство установить над центральной частью спортивной площадки.
Целесообразно применить регистратор речевых и/или звуковых команд судей в виде по меньшей мере одного микрофона, соединенного с пультом управления.
Целесообразно применить средство регистрации действий судей, выполненное в виде по меньшей мере одной видеокамеры, соединенной с пультом управления.
Предпочтительно в качестве пульта управления использовать процессор ЭВМ и его программное обеспечение.
Целесообразно применить средства имитации шумовых характеристик реального процесса игры, в том числе шума трибун и/или речи игроков и/или тренеров, выполненные в виде звуковых колонок, соединенных с пультом управления.
Сущность изобретения заключается в нераздельной практической демонстрации судьями теоретических знаний правил соответствующей игры, механики судейства и физической кондиции в приближенной к реальной игре обстановке, в том числе умения постоянно принимать решения в доли секунды, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию матча, умения рационально двигаться по спортивной площадке, продуктивно "общаться" с партнером и помощниками за секретарским столом в минимальные промежутки времени. Указанный набор основных параметров для судей необходимо постоянно тренировать и демонстрировать на судейских семинарах, т.е. упражнять именно тот набор умений, навыков, которым судья будет пользоваться в реальной судейской деятельности.
Проведенный анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявляемого изобретения, позволяет установить, что заявителем не обнаружены технические решения, характеризующиеся признаками, идентичными всем существенным признакам заявленного изобретения. Определение из перечня выявленных аналогов прототипа позволило выявить совокупность существенных (по отношению к усматриваемому заявителем техническому результату) отличительных признаков в заявляемом объекте, изложенных в формуле изобретения. Следовательно, заявляемое изобретение соответствует требованию "новизна" по действующему законодательству.
Сведений об известности отличительных признаков в совокупностях признаков известных технических решений с достижением такого же, как у заявляемого устройства, положительного эффекта не имеется.
На основании этого сделан вывод, что предлагаемое техническое решение соответствует критерию "изобретательский уровень".
На фиг.1 показан тренажер и расположение его частей, в частности, на баскетбольной площадке; на фиг. 2 - часть тренажера с игровой ситуацией на половине площадки; на фиг.3 - часть тренажера с другой игровой ситуацией на половине площадки; на фиг.4 - тренажер и расположение его частей, в частности, на хоккейной площадке.
Предлагаемый способ обучения и/или тренировки и/или контроля подготовки судей спортивных игр с мячом или шайбой осуществляют согласно изобретению следующим образом.
Составляют перечень символов игровых ситуаций в виде терминов соответствующей спортивной игры и цифр, в том числе для индикации на табло номеров игроков в текущей игровой ситуации, с помощью которых затем составляют соответствующие реальным игровым ситуациям различные по сложности последовательности игровых символов во времени. В процесс тренировки и/или обучения и/или контроля знаний непосредственно на спортивной площадке соответствующей игры отображают с помощью табло выбранную последовательность символов игровых ситуаций с одновременным условным указанием местонахождения игровой ситуации (в том числе мяча или шайбы) на игровой площадке с помощью светового пятна или луча диаметром от 10 до 400 мм, перемещаемого в соответствии с заранее составленной программой смены игровых ситуаций по заданным координатам и/или траекториям на площадке с заданной скоростью (до 4 м/сек для имитации ведения мяча или шайбы и от 6 до 10 м/сек для имитации паса мяча и или шайбы).
Цвет, например красный и зеленый, отображаемых на табло символов игровых ситуаций (или цветовой фон), на котором они отображены, условно соответствует цвету (красный, зеленый) формы игроков команд и является условным указателем команды с мячом или шайбой в текущей игровой ситуации.
Одновременно имитируют шумовые характеристики реального процесса игры, в том числе шум трибун и/или речь игроков и/или тренеров.
Судьи перемещаются по площадке в зависимости от:
- цветового фона на двуцветном табло (зеленый, красный);
- наличия на половине площадки "мяча" (светового пятна) и его движения по заданной программе движения;
- функций ведущего или ведомого судей, которые они в данный отрезок времени будут исполнять:
- информации, поступающей для судей с экранов табло в виде символов игровых ситуаций.
Фиксируют действия и/или перемещения и/или время реакции судей на сменяемые во времени игровые ситуации и затем сравнивают их с заранее установленными правильными действиями и/или нормами реакции судей, например, автоматически или экспертно. По результатам сравнения определяют степень знания правил игры и/или физической подготовки и/или квалификации судей.
Спортивный тренажер состоит (фиг. 1, 4) из спортивной площадки 1 (баскетбольной или волейбольной площадки или футбольного или хоккейного поля) с оборудованием для соответствующего вида спорта согласно правил игры, средств отображения символов игровых ситуаций в заданных последовательностях, выполненных в виде по меньшей мере двух установленных на половинах игрового поля электронных табло 2, указателя местонахождения игровых ситуаций на игровом поле (в том числе условного местонахождения мяча или шайбы в текущей игровой ситуации), выполненного в виде по меньшей мере одного светоизлучающего устройства 3, средств регистрации действий и перемещений судей, в частности в виде видеокамеры 4, соединенной с устройством 5 определения координат судей, средства регистрации речевых и звуковых команд (в том числе свистков) судей, например, в виде микрофона 6. Все указанные части тренажера соединены с пультом 7 управления, выполненным предпочтительно в виде процессора ЭВМ (компьютера) для программируемого управления их работой.
Светоизлучающее устройство 3 и видеокамера 4 могут быть закреплены, в частности, рядом над центральной частью площадки 1 на высоте не менее 7 метров.
Табло 2 выполнены с возможностью по меньшей мере двустороннего отображения игровых символов. При отображении символов игровых ситуаций возможно изменение их цвета или цветового фона, на котором они отображены, что является указателем команды с мячом или шайбой в отображаемой на табло 2 с помощью символов игровой ситуации.
Табло 2 установлены с возможностью видимости отображаемых символов игровых ситуаций в виде спортивных терминов и/или цифр, в том числе обозначающих номера игроков в текущей игровой ситуации, из судейских зон спортивной площадки. Для возможности подготовки судей международной категории термины игровых ситуаций могут отображаться на разных иностранных языках.
Табло 2 могут быть выполнены переносными или передвижными или подвесными для упрощения установки.
Светоизлучающее устройство 3 установлено с возможностью перемещения его светового пятна и/или луча по заданной траектории и/или заданным координатам на игровом поле с заданной скоростью. Скорость перемещения светового пятна и/или луча по площадке должна соответствовать реальным скоростным величинам движения игрока и/или перемещения мяча или шайбы - до 4 м/сек для имитации ведения или 6-10 м/сек для имитации паса мяча или шайбы. В качестве светоизлучающего устройства 3 целесообразно применить лазерную пушку.
В зоне скамейки каждой команды можно дополнительно установить одноцветные односторонние индикаторы (табло) 8 символов игровых ситуаций.
Для большего приближения обстановки к реальной игре целесообразно установить звуковые колонки 9 для имитации шума трибун на спортивном матче, речи игроков и тренеров.
Для лучшей ориентации на площадке спортивное оборудование площадок 1, например, баскетбольные щиты, на половинах игрового поля, предпочтительно выполнить разного цвета в соответствии с условными цветами формы команд. Для возможности автоматической регистрации речи и звуковых команд судей, в том числе свистков, целесообразна установка микрофона 6.
Пример выполнения тренажера и расположение его частей, в частности, на баскетбольной площадке показано на фиг. 1.
Тренажер состоит, например, из баскетбольной площадки 1, двух двуцветных двусторонних электрических табло 2, расположенных диагонально на каждой половине площадки в зоне пересечения линии и круга штрафного броска, двух одноцветных односторонних табло 5, установленных в зоне скамейки каждой команды, светового устройства 3 в виде лазерной пушки, смонтированной на поворотном устройстве с электродвигателем с возможностью вращения ее вертикально и горизонтально, и прикрепленной к потолку над площадкой на высоте не менее 7 метро, видеокамеры 7, установленной рядом со световым устройством 3 и соединенной с устройством 8 определения координат судей (УОКС), микрофона 6 и двух звуковых колонок 9.
Для игры в баскетбол светоизлучающее устройство 3 предпочтительно установить над центром площадки и его световое пятно и/или луч выполнить оранжевого цвета для имитации цвета мяча.
Табло 2, 5, световое устройство 3, видеокамера 7 соединены с помощью кабелей с пультом 4 управления в виде электронно-вычислительной машины (ЭВМ). Пульт 4 управления может быть установлен на столе у секретаря. Звуковые колонки 9 целесообразно расположить, в частности, рядом со столом секретаря или над спортивной площадкой. Один из баскетбольных щитов маркирован, например, в зеленый цвет, другой - в красный цвет.
Программное обеспечение ЭВМ позволяет осуществлять перемещение светового пятна или луча светового устройства по заданным координатам или траектории с заданной скоростью, фиксировать действия судей с помощью видеокамеры и сравнивать реальные действия судей с правильными нормами для конкретных игровых ситуаций.
Тренажер работает следующим образом. Судьи экипированы в форму и находятся на баскетбольной площадке 1 в зонах для судейства (фиг. 1).
Символы игровых ситуаций в тренажере для судей отображаются в виде словарной информации (терминов), которая высвечивается на экранах табло 2, 5. Для игры в баскетбол может быть применен, например, следующий набор символов игровых ситуаций: для отображения на табло 2 - "Производить спорный". "Спорный бросок", "Штрафной бросок, (1, 2, 3 бр.)", "Пробежка", "Неправильное ведение", "Нарушение 3 секунд", "Нарушение 5 секунд", "Нарушение 10 секунд. Зона", "Нарушение 30 секунд", "Перехват мяча", "Случайная потеря мяча", "Бросок 3-х очковый", "Бросок 2-х очковый", "Игра ногой", "Травма", "Попадание", "Промах", "Пас в 3-х секундную зону", "Задерживание игры", "Толчок", "Задержка", "Столкновение", "Блокировка," "Обоюдный фол", "Удар локтем", "Технический фол игроку", "Неспортивный фол", "Дисквалифицирующий фол игроку", "Остановка игры", "Драка"; для отображения на табло 5 - "Тайм - аут", "Замена", "Технический фол Тренеру", "Технический фол запасному", "Дисквалифицирующий фол тренеру", "Выход за пределы зоны команды".
Понятие процесса игры для судей в тренажере заключается в следующем: на полу одной из половин баскетбольной площадки 1 высвечивается красный пучок от светоизлучающего устройства 3 в виде контура эллипса диаметром до 15 см. Этот пучок является в тренажере "мячом" и одновременно указывает место, где происходит игровая ситуация (баскетбольные события в настоящей игре). Движение "мяча" осуществляется с реальной скоростью движения в матче (до 4 м/сек для имитации ведения мяча или шайбы и 6-10 м/сек для имитации паса мяча).
Наличие "мяча" на одной из половин площадки или светящегося зеленым или красным цветами информационного термина на табло 2 будет являться игрой (действиями) на данной половине площадки 1 в данное время.
Понятие ситуации в тренажере - "атака":
- "мяч" движется на половине площадки со щитом, маркированным красным цветом;
- на табло с двумя экранами высвечивается термин зеленым цветом "pass to restricted area".
Это значит, что команда в зеленой форме "атакует" и передает мяч в трехсекундную зону.
Понятие ситуации в тренажере - "защита":
- "мяч" движется на половине площадки со щитом, маркированным зеленым цветом;
- на табло 2 с двумя экранами высвечивается термин зеленого цвета "pushing N 12".
Это значит, что команда в зеленой форме защищается и эта команда получает фол: игрок под номером 12 "толкнул" соперника. Старший судья начинает игру розыгрышем. Это значит, что команда в зеленой форме защищается и эта команда получает фол: игрок под номером 12 "толкнул" соперника.
Старший судья начинает игру розыгрышем "спорного мяча" в центральном круге. После розыгрыша "спорного" один из судей становится ведущим арбитром, другой - ведомым. Игровые часы и 30-секундники начинают работать.
На одной из половин площадки появляется световое пятно - "мяч", который начинает движение по всей площадке в соответствии с программой. Начинает работать УОКС с видеокамерой, определяющей местонахождение судей на площадке. Относительно траектории перемещения "мяча", которая заложена в программу ЭВМ, судьи двигаются по площадке согласно требованиям механики судейства. Ведомый судья должен занимать позицию немного позади и слева от "мяча" на расстоянии от 3 до 5 метров. Ведущий судья - всегда встречает "атаку" и перемещается между трехочковой линией слева от него и дальним краем ограниченной области справа от него. После запрограммированных промежутков времени на световых табло появляется словарная информация, выраженная одним из терминов игры, например, "pushing N12". Судья, ближайший к месту нарушения, дает сигнал (свисток; поднятая вверх рука с сжатым кулаком), приближается к секретарскому столу на расстояние 6-8 метров и показывает номер игрока, нарушившего правила, характер фола и направление игры. Другой судья "наблюдает" за игроками на площадке. Судьи меняются местами согласно механике судейства и "вводят" "мяч" в игру. В этот момент "мяч" появляется в месте, ближайшем от точки нарушения за ограничительной линией площадки (лицевой, боковой). ЭВМ оценивает по 10-бальной шкале перемещения судей соответственно движениям "мяча" и перемещениям при демонстрации нарушений секретарскому столу. Игровая ситуация завершена.
ЭВМ продолжает развивать игру согласно заданной программе.
Для определения уровней готовности судьи к предстоящим играм тренажер используется в течение:
- физические кондиции - 9-11 минут,
- механика судейства - 4-5 минут,
- техника судейства - 3-4 минуты.
За время тренинга судей на тренажере ЭВМ предлагает от 25 до 45 игровых ситуаций. За каждую ситуацию судья может получить, например, максимально 30 баллов: физические кондиции - 10, механика судейства - 10, техника судейства -10. Физические кондиции и механику судейства оценивает ЭВМ. Технику судейства - экзаменационная комиссия (3 чел.)
Тренажер позволяет:
- создавать ситуации игры, исключив игроков из игры;
- моделировать характер и условия игры (моментально менять направление игры, лимитировать продолжительность "атаки", избирать скорость развития "атаки");
- судьям овладеть стандартами механики и техники судейства спортивных игр;
- быстро освоить термины правил игры на английском языке;
- совершенствовать механику судейства (выбор места на площадке, взаимодействие арбитров), технику судейства (время реакции судьи, жесты судьи) и физическую подготовку;
- выявить наличие способностей к судейству у кандидатов;
- выделить действия судей на площадке;
- регистрировать время реакции судей на возникающие игровые ситуации;
- акцентировать внимание членов экзаменационной комиссии только на действия судей;
- получить достоверную оценку квалификации судьи;
- судьям приобретать умение держать всех игроков на площадке "box-in" (судьи расположены по диагонали в вершинах прямоугольника, внутри которого находятся все участники игры);
- судьям совершенствовать свои движения и действия в зависимости от перемещений мяча по спортивной площадке в тренажере;
- создавать и длительно поддерживать фон физической и эмоциональной нагруженности судей и определять способность судей противостоять этому фону;
- судьям приобретать и совершенствовать свой стиль и имидж арбитра;
- исключить раздельное проведение экзаменов на знание судьями правил игры и приема тестов по физической подготовке;
- сопоставлять действия судей в тренажере с набором эталонов механики судейства.
Предлагаемый тренажер позволяет обучить кандидатов в судьи, повысить их квалификацию в кратчайшие сроки, провести эффективный и объективный отбор судей для участия в матчах.
Возможно применение тренажера для формирования умений, закрепления навыков или экзаменационного контроля знаний и физической готовности судей различных спортивных игр (баскетбол, футзал, хоккей, ручной мяч, хоккей с мячом и другие игры с мячом или шайбой).
Источники информации принятые во внимание при проведении патентно-информационного поиска:
1. Давыдов М., Судейство в баскетболе. М.: Самиздат, 1995.
2. Официальные правила баскетбола для мужчин и женщин. М.: Филиппов издат, 1999.
3. Минаев "Организация и судейство соревнований по хоккею с мячом", М.: Физкультура и спорт, 1978, стр.5-57, 98 - прототип.
Формула изобретения: 1. Способ обучения, и/или тренировки, и/или контроля подготовки судей спортивных игр с мячом или шайбой, основанный на проверке знаний судьями правил игры, механики судейства и оценке их физической подготовки непосредственно на спортивной площадке соответствующей спортивной игры, отличающийся тем, что предварительно составляют перечень символов игровых ситуаций соответствующей спортивной игры, составляют соответствующие реальным игровым ситуациям различные по сложности последовательности смены игровых символов во времени, отображают выбранную последовательность символов игровых ситуаций с одновременным условным указанием команды с мячом или шайбой в текущей игровой ситуации и местонахождения игровой ситуации на игровой площадке с возможностью их видимости судьями и регистрируют действия, и/или перемещения, и/или время реакции судей на сменяемые во времени игровые ситуации, осуществляют сравнение их с заранее установленными правильными действиями и/или нормами реакции судей, по результатам которого определяют степень знания правил игры, и/или физической подготовки, и/или квалификации судей.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что отображение символов игровых ситуаций осуществляют с помощью электронных табло.
3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что символы игровых ситуаций выполнены в виде спортивных терминов и/или цифр, в том числе для индикации на табло номера игрока в текущей игровой ситуации.
4. Способ по п.1, или 2, или 3, отличающийся тем, что цвет отображаемых на индикаторе символов игровых ситуаций и/или цветовой фон, на котором они отображены, являются условным указанием на цвет формы команды с мячом или шайбой в текущей игровой ситуации.
5. Способ по п.1, или 2, или 3, или 4, отличающийся тем, что указание на местонахождение игровой ситуации осуществляют световым пятном диаметром от 10 до 40 мм и/или лучом светоизлучающего устройства путем перемещения по заданным координатам и/или траекториям.
6. Способ по п.1 или 5, отличающийся тем, что скорость перемещения светового пятна и/или луча по игровому полю спортивной площадки составляет до 4 м/с для имитации ведения мяча или шайбы и от 6 до 10 м/с для имитации паса мяча или шайбы.
7. Способ по п.1, или 2, или 3, или 4, или 5, или 6, отличающийся тем, что регистрацию действий, и/или перемещений, и/или времени реакции судей на сменяемые во времени игровые ситуации осуществляют экспертно и/или в автоматическом режиме.
8. Способ по п.1, или 2, или 3, или 4, или 5, или 6, или 7, отличающийся тем, что сравнение действий, и/или перемещений, и/или времени реакции судей с заранее установленными правильными действиями и/или нормами реакции судей осуществляют экспертно и/или в автоматическом режиме.
9. Способ по п.1, отличающийся тем, что в процессе тренировки, и/или обучения, и/или контроля подготовки судей имитируют шумовые характеристики реального процесса игры, в том числе шум трибун и/или речь игроков или тренеров.
10. Способ по п.1 или 3, отличающийся тем, что термины игровых ситуаций отображают по меньшей мере на двух языках, в том числе английском.
11. Тренажер для обучения, и/или тренировки, и/или контроля подготовки судей спортивных игр с мячом или шайбой, содержащий спортивную площадку с игровым полем и оборудованием соответствующего вида спорта согласно правил игры, отличающийся тем, что введены средства отображения символов игровых ситуаций в заданных последовательностях, указатель местонахождения игровых ситуаций на спортивной площадке и соединенный с ними пульт управления, при этом средства отображения символов игровых ситуаций установлены по меньшей мере на каждой половине игрового поля спортивной площадки с возможностью видимости отображаемых символов игровых ситуаций из судейских зон спортивной площадки.
12. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что в качестве спортивной площадки использованы баскетбольная или волейбольная площадки или футбольное или хоккейное поля.
13. Тренажер по п.1 или 2, отличающийся тем, что средства отображения символов игровых ситуаций в заданных последовательностях состоят по меньшей мере из двух электронных табло, выполненных с возможностью по меньшей мере двухстороннего двухцветного отображения символов игровых ситуаций, и по меньшей мере одного индикатора, установленного в зоне скамейки команды.
14. Тренажер по п. 1 или 3, отличающийся тем, что каждое электронное табло выполнено с возможностью изменения цвета отображаемых символов игровых ситуаций или цветового фона, на котором они отображены, при этом указанные цвет или цветовой фон условно соответствуют цвету формы команд и являются указателем команды с мячом в текущей игровой ситуации.
15. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что указатель местонахождения игровых ситуаций на спортивной площадке выполнен в виде по меньшей мере одного светоизлучающего устройства, установленного с возможностью перемещения его светового пятна и/или луча по заданной траектории и/или заданным координатам на игровом поле.
16. Тренажер по п.1 или 6, отличающийся тем, что светоизлучающее устройство выполнено и установлено с возможностью изменения скорости перемещения его светового пятна и/или луча по игровому полю.
17. Тренажер по п. 1, или 6, или 7, отличающийся тем, что в качестве светоизлучающего устройства применена лазерная пушка.
18. Тренажер по п.1, или 2, или 6, или 7, или 8, отличающийся тем, что светоизлучающее устройство установлено над центральной частью спортивной площадки на высоте не менее семи метров.
19. Тренажер по п.1 или 2, отличающийся тем, что введено средство регистрации речи и/или звуковых команд судей, выполненное в виде по меньшей мере одного микрофона, соединенного с пультом управления.
20. Тренажер по п.1 или 2, отличающийся тем, что введено средство регистрации действий и перемещений судей, выполненное в виде по меньшей мере одной видеокамеры, соединенной с устройством определения координат судей на спортивной площадке.
21. Тренажер по п.1 или 2, отличающийся тем, что введены средства имитации шумовых характеристик реального процесса игры, в том числе шума трибун, и/или речи игроков, и/или тренеров, выполненные в виде звуковых колонок, соединенных с пультом управления.
22. Тренажер по п.1, или 2, или 3, или 4, или 5, или 6, или 7, или 8, или 9, или 10, отличающийся тем, что в качестве пульта управления использован процессор ЭВМ и его программное обеспечение.