Главная страница  |  Описание сайта  |  Контакты
СПОСОБ СОЗДАНИЯ СВЕТОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МУЗЫКИ И ВЫХОДНОЕ ОПТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
СПОСОБ СОЗДАНИЯ СВЕТОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МУЗЫКИ И ВЫХОДНОЕ ОПТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

СПОСОБ СОЗДАНИЯ СВЕТОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МУЗЫКИ И ВЫХОДНОЕ ОПТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Патент Российской Федерации
Суть изобретения: Применение: объекты изобретения могут использоваться для создания световых образов, например, в цветомузыке. Способ реализуется в устройстве, которое содержит проекционные аппараты, экран, зеркало, опорную раму. Проекционные аппараты имеют оптическую ось. Устройство позволяет одновременным проецированием на неподвижный экран разноцветными потоками света получить несколько совмещенных изображений, полученных с помощью кино- или фотосъемки изображений реальных объектов. 2 с. и 6 з.п. ф-лы, 5 ил.
Поиск по сайту

1. С помощью поисковых систем

   С помощью Google:    

2. Экспресс-поиск по номеру патента


введите номер патента (7 цифр)

3. По номеру патента и году публикации

2000000 ... 2099999   (1994-1997 гг.)

2100000 ... 2199999   (1997-2003 гг.)
Номер патента: 2040939
Класс(ы) патента: A63J17/00
Номер заявки: 5065566/10
Дата подачи заявки: 23.07.1992
Дата публикации: 09.08.1995
Заявитель(и): Томилов Николай Васильевич; Томилов Александр Николаевич
Автор(ы): Томилов Николай Васильевич; Томилов Александр Николаевич
Патентообладатель(и): Томилов Николай Васильевич; Томилов Александр Николаевич
Описание изобретения: Известны способы создания светового сопровождения музыки, заключающиеся в проецировании на неподвижный экран тенеобразующих элементов, выполненных из непрозрачных, полупрозрачных цветных материалов в форме геометрических фигур различных форм. Во всех случаях способы создания такого светового сопровождения отличаются друг от друга характером приемов и действий, выполняемых с элементами устройства для изменения положения теневых проекций на экране, перемене их цвета, яркости и формы в процессе сопровождения музыки.
Последнее достигается перемещением тенеобразующих элементов в неизменном по величине и направлению световом потоке; проецированием на экран неподвижных тенеобразующих элементов одним или несколькими источниками света переменной мощности; перемещением источника света относительно тенеобразующих элементов; совмещением перечисленных выше действий.
Кроме перечисленных способов "оживления" теневых проекций на формирование зрительных образцов в процессе светового сопровождения музыки значительное влияние оказывают свойства тенеобразующих элементов (форма, степень прозрачности, цвет), характер совершаемых ими движений и расположение тенеобразующих элементов относительно источников света. Известны случаи использования в качестве тенеобразующих элементов вращающихся дисков с центральными и периферийными отверстиями, подвижных трафаретов с закрепленными в них светофильтрами и формообразующими элементами, развивающихся в потоке воздуха волокон, а также дыма, паров или аэрозолей. Такое разнообразие тенеобразующих элементов, возможность выбора для них самых необычных траекторий движения обеспечивает формирование бесчисленного количества непохожих друг на друга зрительных образов, сменяющихся на экране в процессе сопровождения музыки.
Вместе с тем, анализ известных способов создания светового сопровождения музыки показывает, что получаемые в процессе их реализации зрительные образы, несмотря на свое разнообразие, обладают одним существенным недостатком. Они не могут принимать форму реальных объектов, способных менять свой цвет, очертания или имитировать на экране движение, характер которого зависит от сопровождаемого музыкального произведения.
Известен способ, предполагающий проецирование на экран расположенных параллельно друг другу трафаретов теневой проекции с закрепленными в них разноцветными светофильтрами, а также выполненного из непрозрачного материала несущего диска с центральным и боковыми отверстиями различной формы. Световое сопровождение музыки при таком способе ее сопровождения выражается в происходящей на экране непрерывной смене цветных панно с разнообразнейшим сочетанием цветовых оттенков.
Наблюдение за ними в процессе прослушивания музыки повышает качество ее восприятия, но не поднимает это восприятие на принципиально новый уровень. Несмотря на свою красочность, яркость и необычность, сменяющие друг друга образы быстро утомляют внимание зрителя своим однообразием и нередко вызывают раздражающее действие. Происходящее на экране не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Ему трудно поставить в соответствие какое-либо явление или процесс, имеющий место в реальной действительности. Все это обесценивает усилия, направляемые на создание светового сопровождения музыки, и делает его малоэффективным.
Целью изобретения является устранение отмеченного недостатка, а именно способ создания светового сопровождения музыки, обеспечивающий получение на экране изображения реальных объектов, способных менять свой цвет и очертания в соответствии с сопровождаемым музыкальным произведением, а также устройство, предназначенное для реализации предлагаемого способа.
Сущность предлагаемого способа заключается в одновременном проецировании на неподвижный экран разноцветными потоками света нескольких одинаковых изображений реальных объектов, полученных с помощью кино- или фотосъемки. При этом должно быть обеспечено совмещение одного из фрагментов проецируемых изображений на экране. Полное совмещение проецируемых изображений на экране невозможно, несмотря на идентичность изображений, установленных в проекционных аппаратах. Последнее вызвано наклоном к поверхности экрана световых потоков, проецируемых с разных направлений. Чем больше угол наклона светового потока к поверхности экрана, тем значительней искажения изображения, получаемого на экране. Поскольку проецирование нескольких одинаковых изображений на одну и ту же площадь экрана не может производиться с одного направления, то все совмещаемые на экране изображения будут отличаться между собой. Полное совмещение возможно только в одной точке в точке совмещения. По мере движения в сторону от данной точки величина несовпадения будет увеличиваться. На участках, прилегающих к точке совмещения, величина несовпадения изображений будет оставаться незаметной для наблюдателя, так как она до какого-то момента не превысит разрешающей способности человеческого глаза применительно к условиям просмотра светомузыки.
Данное обстоятельство дает возможность выделить в любом обобщенном изображении на экране фрагмент ничем не отличающийся от соответствующих фрагментов изображений, установленных в проекционных аппаратах. Детали, расположенные на остальной части обобщенного изображения в результате наложения друг на друга будут иметь размытые нечеткие ("двоящиеся", "троящиеся" и т.д. ) очертания. При изменении мощности суммируемых световых потоков очертания и цвет этих деталей будет меняться во времени. Это будет происходить за счет изменения "вклада" того или иного изображения в обобщенный образ на экране.
При достаточно большом количестве суммируемых изображений изменения очертаний деталей и фрагментов, расположенных вне статического (неподвижного) участка, будет происходить не скачкообразно, а плавно в соответствии с тем законом, по которому перераспределяется мощность между световыми потоками.
Особенности обобщенного образа, получаемого в результате одновременного проецирования на экран раздельными разноцветными потоками света нескольких одинаковых изображений, станут более понятными после рассмотрения конкретного примера, представленного на фиг. 1.
На фиг. 1 изображены однотипные проекционные аппараты 1. Оптические оси проекционных аппаратов 2 лежат в одной плоскости и пересекаются в точке А, расположенной на поверхности экрана 3. Расстояние от проекционных аппаратов до точки пересечения их оптических осей равны между собой. Проецирование изображений производится световыми потоками одинаковой мощности. В проекционных аппаратах установлены одинаковые слайды, содержащие изображение прямоугольника а, b, c, d.
Результат проецирования этих слайдов, с учетом перечисленных условий, представлен на горизонтальной проекции экрана, вид сверху.
Обобщенное изображение состоит из трех наложенных друг на друга геометрических фигур. С помощью проекционного аппарата 2, оптическая ось которого перпендикулярна экрану, получен прямоугольник a2, b2, c2, d2 подобный проецируемому прямоугольнику а, b, c, d. Проекционные аппараты обеспечат получение на экране несовпадающих между собой трапеций (пунктирные линии) a1, b1, c1, d1 и a3, b3, c3, d3 (штрихпунктирные линии). В результате наложения данных фигур при увеличении общего количества проекционных аппаратов и совмещаемых изображений на экране формируется одна обобщенная фигура, приближающаяся по форме к обычному прямоугольнику со сторонами переменной толщины.
Рассмотренный случай предполагает совмещение центральной части проецируемых изображений. Однако, защищаемый способ не исключает возможность совмещения фрагментов, расположенных даже на периферийной части изображения. Для этого достаточно, например, сместить проекционный аппарат в плоскости, параллельной плоскости экрана, на расстояние, равное величине несовпадения изображений на участке, подлежащем совмещению. Результат такого перемещения применительно к только что рассмотренному случаю представлен на фиг. 2.
Точка совмещения изображений прямоугольника перемещена из центра на одну из его вертикальных сторон. Результат проведения подобных операций по отношению к ромбу и треугольнику также представлен на фиг. 2, где обозначены 1 обобщенное изображение, полученное в результате совмещения центральной части суммируемых изображений; 2 обобщенное изображение, как результат совмещения участков, расположенных на периферийных частях проецируемых изображений.
На фиг. 2 буквой А обозначен центр совмещаемых изображений. Двойной штриховой выделена площадь, в пределах которой меняются очеpтания обобщенной фигуры на экране в процессе светового сопровождения музыки.
При неизменных и равных между собой величинах световых потоков, участвующих в одновременном проецировании, обобщенные изображения, представленные на фиг. 2, будут статичны и маловыразительны. Однако в случае проецирования изображений световыми потоками переменной мощности очертания обобщенной фигуры будут меняться в соответствии с текущим распределением мощности между суммируемыми световыми потоками. Эти очертания будут меняться в пределах площади, выделенной двойной штриховкой. Плавность перехода из одного состояния в другое будет зависеть от количества совмещаемых изображений и величин несовпадения фрагментов, максимально удаленных от центра совмещения изображений.
Для того, чтобы изменения цвета и очертаний обобщенного изображения на экране отражало особенности сопровождаемой музыки, необходимо обеспечить соответствие распределения мощности между световыми потоками, распределению звукового давления по звуковому частотному диапазону. Последнее может быть достигнуто путем подключения источников света, с помощью которых производится проецирование изображений на экран, к выходным каналам устройства, преобразующего звуковые колебания в электрические.
Зрелищность светового сопровождения музыки заметно повысится, если вместо простых геометрических фигур на экран будут проецироваться изображения реальных объектов, полученные с помощью кино- или фотосъемки. Примером тому может послужить расположенное на фоне звездного неба изображение лица, обрамленного локонами развивающихся на ветру волос. В процессе сопровождения музыки очертания лица, находящегося в центре кадра, останутся практически неизменными, а локоны, расположенные ближе к периферии экрана, будут менять свое положение в соответствии с особенностями звучания сопровождаемой музыки.
Рассмотренный способ обеспечивает получение на экране обобщенного изображения, для которого характерно наличие двух участков. Один из их является статичным. В процессе сопровождения он меняет только цвет. Очертания деталей в нем остаются неизменными. Формирование нескольких таких участков на фоне остальной изменяющейся части изображения практически невозможно, также как невозможно создание подвижного фрагмента в центре статичного участка. Кроме того, рассмотренный способ исключает формирование изображения, отдельные фрагменты которого в процессе сопровождения музыки своего цвета не меняют. Между тем, получение подобного изображения может в значительной степени повысить зрелищность светового сопровождения музыки. Обобщенное изображение в виде человеческого лица на фоне звездного неба, о возможности получения которого упоминалось, будет выглядеть неестественным, если в процессе светового сопровождения цвет его постепенно меняется.
Перечисленные недостатки будут устранены, если в рассмотренный способ внести следующие изменения: вместо одинаковых изображений на экран одновременно проецировать изображения, наложение которых друг на друга обнаруживает наличие отдельных фрагментов, отличающихся между собой цветом, плотностью или формой на величины, превышающие разрешающие способности аппаратуры и материалов, использовавшихся для получения этих изображений; проецирование изображений производится одноцветными потоками света.
Выполнение перечисленных условий придаст обобщенному изображению новые свойства. Та его часть, которая получена путем проецирования одинаковых фрагментов, в процессе светового сопровождения не будет менять своего цвета. Цвет остальных участков будет меняться в зависимости от соотношения мощностей световых потоков, которые, проходя через эти разноцветные участки проецируемых изображений, суммируются на экране.
Кроме того, внесение определенного несоответствия в проецируемые изображения дает возможность формировать на экране обобщенный образ с любым взаимным расположением подвижных и неподвижных участков.
Это открывает широкие возможности для повышения зрелищности светового сопровождения музыки, которое может выражаться в формировании на экране больших красочных картин, способных "оживать" в процессе сопровождения музыки. Примером такой красочной картины может послужить полученное с помощью кино- или фотосъемки макетов, картин или рисунков, изображение космического пейзажа, у которого фиксированными участками являются элементы ландшафта (камни, скалы), а подвижными (измененными) изображения облаков, клубящегося тумана, мерцающих звезд, небесных светил, а также исходящих от них лучей и световых бликов. Другим примером создания "щитовых" красочных картин для сопровождения музыки является изображение человеческого лица. Путем подбора суммируемых изображений можно добиться результата, который будет заключаться в изменении выражения лица в процессе светового сопровождения музыки. Создание подобных световых картин по существу означает появление новой обширной области художественного творчества, объединяющей в себе изобразительное искусство и музыку.
Недостатком способов, защищающих пп. 1 и 2 формулы изобретения, является зависимость яркости обобщенного изображения от громкости звучания музыки. Данный недостаток будет устранен, если проецирование изображений на экран производить световыми потоками, суммарная мощность которых в процессе сопровождения остается постоянной. В этом случае изменение обобщенного изображения будет происходить за счет перераспределения мощности по световым потокам, с помощью которых производится проецирование совмещаемых изображений на экран.
Реализация предлагаемого способа создания светового сопровождения музыки производится с помощью известного выходного оптического устройства. В состав данного устройства, кроме экрана и источника света, входят расположенные параллельно друг другу трафареты теневой проекции с закрепленными в них светофильтрами и формообразующими элементами, а также выполненный из непрозрачного материала диск с центральным и боковым отверстиями. Формирование изображения на экране происходит за счет проецирования всех телеобразующих элементов, приводимых в движение через кинематический блок электродвигателями, соединенными с выходным каналом блока управления. Недостатком прототипа является невозможность получения на экране изображения реальных объектов, способных менять цвет, форму и яркость в соответствии со звучанием музыки.
Целью изобретения является создание установки, обеспечивающей реализацию способов, защищаемых пп. 1-3 формулы изобретения.
Предлагаемое устройство содержит в себе не менее двух однотипных проекционных аппаратов с установленными в них слайдами, кинопленками или прозрачными пластинами, содержащими одинаковые или отличающиеся отдельными фрагментами изображения объектов. При проецировании одинаковых изображений в проекционных аппаратах устанавливаются светофильтры, окрашивающие световые потоки в разные цвета.
В состав устройства также входит опорная рама с установленными на ней проекционными аппаратами. Расположение проекционных аппаратов на опорной раме обеспечивает пересечение оптических осей проекционных аппаратов в одной точке на поверхности экрана; равенство расстояний между экраном и проекционными аппаратами по оптическим осям; равенство углов поворота проекционных аппаратов вокруг своих оптических осей.
Такое расположение проекционных аппаратов относительно экрана обеспечивает наложение проецируемых ими изображений друг на друга. Анализ особенностей полученного в результате такого наложения обобщенного изображения дает основания утверждать, что даже в случае установки в проекционных аппаратах одинаковых изображений полного совмещения проекций этих изображений не произойдет. Причиной последнему являются искажения изображений за счет наклона оптических осей проекционных аппаратов к плоскости экрана и невозможность проецирования с одного направления. В связи с этим для того, чтобы предлагаемое устройство могло быть использовано для реализации способов по пп. 1-3, необходимо при размещении проекционных устройств на опорной раме выполнить еще одно условие: угол наклона оптических осей проекционных аппаратов к поверхности экрана должен превышать величины, при которых рассогласование одинаковых деталей совмещаемых изображений визуально различимы на всей площади обобщенного изображения.
Введение подобного ограничения на пространственное положение проекционных аппаратов обеспечивает формирование на экране обобщенного изображения, на котором всегда можно выделить два участка.
К первой разновидности относятся участки со статичным обобщенным изображением, т. е. участки, которые при проецировании одноцветными потоками света в процессе светомузыкального сопровождения остаются неизменными. В случае применения разноцветных потоков эти участки будут менять только цвет. Остальная часть обобщенного изображения будет менять не только свой цвет, но яркости и очертания содержащихся в нем деталей. Эти изменения могут происходить или за счет наложения на экране одинаковых, но заметно искаженных в результате наклона оптических осей проекционных аппаратов изображений, или за счет наложения малоискаженных, но имеющих некоторые различия изображений, устанавливаемых в проекционных аппаратах.
Сочетание подвижных (изменчивых) и неподвижных участков "оживляет" формируемые на экране обобщенные изображения. Это существенно повышает зрелищность светового сопровождения музыки. Появляется возможность одновременно с прослушиванием музыкальных произведений наблюдать изображения реальных объектов, меняющих форму, цвет и яркость в зависимости от особенностей звучания музыки.
Возможный вариант пространственного расположения элементов выходного оптического устройства, содержащего три проекционных аппарата показаны на фиг. 1.
В случае необходимости число проекционных аппаратов в устройстве может быть увеличено без сохранения симметрии их расположения относительно нормали, проходящей через центр экрана.
В процессе создания устройства рассматриваемого типа могут возникнуть затруднения, связанные с необходимостью размещения большого количества проекционных аппаратов в ограниченном пространстве. Вероятность возникновения таких затруднений особенно велика при реализации способа, защищаемого п. 2 формулы изобретения. В этом случае для уменьшения несовместимости одинаковых изображений на периферийной части экрана придется уменьшать угол между оптической осью проекционных аппаратов и нормалью, проходящей через центр экрана. Выполнение данного условия в свою очередь потребует снижения габаритных размеров проекционных аппаратов, размещаемых в непосредственной близости и друг другу в ограниченном пространстве.
Для исключения подобных затруднений предлагается снизить требования к пространственному расположению проекционных аппаратов. Последнее станет возможным после введения в состав устройства системы плоских зеркал, с помощью которых световые потоки, исходящие от произвольно расположенных проекционных аппаратов будут направляться на экран, обеспечивая совмещение проецируемых изображений.
Для того, чтобы световой поток от проекционного аппарата направлялся в точку совмещения на центральной части экрана при установке зеркал, необходимо выполнять следующие условия: зеркало устанавливается в выбранной точке преломления светового потока, находящейся на оптической оси проекционного аппарата; зеркало должно располагаться перпендикулярно плоскости, в которой лежит оптическая ось проекционного аппарата и центр совмещения изображений на экране; угол, образуемый оптической осью проекционного аппарата с зеркалом, определяется формулой
α 90°- где β измеренный угол преломления светового потока в точке пересечения оптической оси проекционного аппарата с зеркалом, град.
Необходимость соблюдения перечисленных условий очевидна. В их основе лежат законы оптики, в соответствии с которыми происходит отражение и преломление световых лучей. Действие этих законов по отношению к световому потоку, направляемому с помощью плоского зеркала от произвольно расположенного проекционного аппарата в зеркальную точку на экране, показано на фиг. 3, где 1 проекционный аппарат, 2 экран, 3 зеркало, 4 оптическая ось проекционного аппарата.
На фиг. 4 показан возможный вариант конструктивного исполнения устройства, содержащего три проекционных аппарата, где 1 проекционные аппараты, 3 плоское зеркало, 5 опорная рама.
Защищаемое п. п. 4 и 5 формулы изобретения устройство обеспечивает формирование обобщенного изображения с размещением точки совмещения в центре этого изображения. Однако, в процессе сопровождения музыки может возникнуть потребность в переносе точки совмещения из центра обобщенного изображения на его периферийную часть. Такой перенос означает создание устройства, в котором в отличие от рассмотренных пространственное положение всех проекционных аппаратов кроме одного, называемого базовым, изменено одним из следующих способов: поворотом проекционных аппаратов вокруг одной из своих осей; перемещением проекционных аппаратов вдоль оптической оси; перемещением проекционных аппаратов параллельно экрану.
Количественные характеристики перечисленных перемещений должны соответствовать величине рассогласования между перемещаемыми изображениями и изображением, проецируемым базовым проекционным аппаратом в выбранной новой точке совмещения. Например, при переносе центра совмещения из точки А в точку А3 (см. фиг. 2) величины таких рассогласований будут равны расстоянию, на которое удалены точки А1 и А2 от точки А3.
Одним из недостатков рассматриваемого устройства следует считать трудности создания преобразователя звуковых колебаний в электрические, предназначенного для подачи управляющих сигналов на выходное оптическое устройство, формирующее обобщенное изображение большой площади. В данном случае возникает необходимость установки в проекционных аппаратах источников света большой мощности. Это, в свою очередь, влечет за собой увеличение массогабаритных характеристик, рост электропотребления и тепловыделения устройств, формирующих управляющие сигналы для источников света. Для устранения отмеченного недостатка предлагается управляющий сигнал подавать не на источник света, а на введенную в состав устройства специальную световую заслонку, установленную на пути светового потока от источника к экрану.
Величина открытия световой заслонки, а значит и величина пропускаемого ею потока зависят от мощности управляющего сигнала. В случаях, при которых мощность электропривода световой заслонки значительно ниже мощности источника света, необходимость в создании сложных усилительных устройств в преобразователе отпадает. Возможный вариант установки световой заслонки в выходном оптическом устройстве светомузыкальной установки представлен на фиг. 5.
Рассмотренное устройство обладает недостатком, который также проявляет себя при попытках получить обобщенное изображение больших размеров. Решение этой задачи сопряжено с увеличением мощности источников, что, в свою очередь, влечет за собой рост энергопотребления и массогабаритных характеристик устройства. Последнее обусловлено прежде всего необходимостью установки оборудования, предназначенного для отвода тепла, выделяемого источниками света. Отмеченный недостаток будет проявлять себя в меньшей степени, если оптические системы проекционных аппаратов, входивших ранее в устройство, будут объединены в специальные проекционные блоки, содержащие один источник света, расположенный в точке пересечения оптических осей всех оптических систем, входящих в состав блока, на расстояниях, обеспечивающих проецирование этими системами изображений, совмещаемых на экране с помощью системы плоских зеркал. Целью подобных конструктивных изменений является стремление создать устройство, в котором в отличие от рассмотренных ранее количество источников света в несколько раз меньше числа световых потоков, участвующих в формировании обобщенного изображения на экране.
На фиг. 5 показана принципиальная схема такого устройства, представляющего собой один проекционный блок, в котором от одного источника света 1 с помощью проекционных систем 2, аналогичных тем, что устанавливаются в обычных проекционных аппаратах, формируется два световых потока. Мощность этих световых потоков в процессе сопровождения музыки меняется с помощью световых заслонок 6.
Нужное направление световым потокам придается с помощью плоских зеркал 4. Пунктирной линией на фиг. 5 обозначены оптические системы, в состав которых также входят и отражатели 3.
Формула изобретения: 1. Способ создания светового сопровождения музыки путем проецирования на неподвижный экран тенеобразующих элементов различной прозрачности, цвета и формы направленными потоками света, отличающийся тем, что на экран разноцветными потоками света, соотношение мощности которых соответствует соотношению мощности сигналов в выходных каналах преобразователя звуковых колебаний в электрические, производят одновременное проецирование нескольких содержащихся на прозрачной основе одинаковых изображений, полученных с помощью кино- и фотосъемки, совмещают спроецированные на экран изображения до визуальной неразличимости одинаковых деталей и фрагментов изображений на всей площади обобщенного изображения или на отдельном его участке.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что на экран проецируют разноцветными или одноцветными потоками света изображения, наложение которых друг на друга обнаруживает наличие отдельных фрагментов, отличающихся между собой цветом, плотностью или формой на величины, превышающие разрешающие способности аппаратуры и материалов, использовавшихся для получения изображений, предназначенных для одновременного проецирования.
3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что проецирование изображений на экран производят световыми потоками с постоянной суммарной мощностью.
4. Выходное оптическое устройство для создания светового сопровождения музыки, содержащее тенеобразующие элементы различного цвета и прозрачности, проецируемые источниками света на экран, отличающееся тем, что соединенные электрической связью с выходными каналами преобразователя звуковых колебаний в электрические источники света введены в состав однотипных проекционных аппаратов и используются для проецирования на экран одинаковых или отличающихся друг от друга цветом, плотностью или формой отдельных фрагментов изображения, содержащихся на установленных в проекционных аппаратах слайдах, кинопленках или прозрачных пластинах, при этом пространственное положение размещенных на опорной раме проекционных аппаратов характеризуется пересечением оптических осей проекционных аппаратов в одной общей точке совмещения на поверхности экрана, равенством расстояний между экраном и проекционными аппаратами по оптическим осям, равенством углов поворота проекционных аппаратов вокруг своих оптических осей, превышением углов наклона оптических осей проекционных аппаратов к плоскости экрана величин, при которых несовпадение одинаковых деталей и фрагментов совмещенных изображений становится визуально различимым на всей площади обобщенного изображения.
5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что оптические оси проекционных аппаратов направлены на плоские зеркала, закрепленные непосредственно перед оптическими системами проекционных аппаратов перпендикулярно плоскости, проходящей через оптическую ось проекционного аппарата и точку совмещения изображений на экране, при этом угол α пересечения оптических осей с зеркалами определяется из соотношения; α = 90°-β/2, где β измеренный угол преломления светового потока в проекционном аппарате в точке пересечения его оптической оси с плоскостью зеркала.
6. Устройство по п.4, отличающееся тем, что все проекционные аппараты, кроме одного базового, или повернуты на угол, или перемещены вдоль оптической оси или параллельно экрану на расстояния, соответствующие рассогласованию перемещаемых изображений с изображением, проекцируемым базовым проекционном аппаратом в выбранной новой точке совмещения на экране.
7. Устройство по п.4, отличающееся тем, что управляющие сигналы в процессе сопровождения музыки поступают на установленные на пути световых потоков световые заслонки, величина открытия которых зависит от мощности поступающего на них управляющих сигналов.
8. Устройство по п.7, отличающееся тем, что оптические системы проекционных аппаратов объединены в один или несколько проекционных блоков, каждый из которых содержит один источник света, расположение которого относительно оптических систем, входящих в состав блока, обеспечивает формирование этими системами нескольких световых потоков, проходящих через установленные в проекционных блоках световые заслонки, слайды или кинопленку и направляемых с помощью системы плоских зеркал на экран.